Знаменитый философ-марксист
Славой Жижек о том, почему боятся арабского революционного духа
В восстаниях в Тунисе и Египте не может не броситься в
глаза очевидное отсутствие исламского фундаментализма. Народ в лучших светских
демократических традициях просто восстал против деспотического режима,
коррупции и бедности и потребовал свободы и экономических гарантий. Тем самым
опровергнута циничная мудрость западных либералов, по мнению которых подлинное
демократическое сознание в арабских странах присутствует только у
немногочисленной либеральной элиты, а подавляющее большинство населения может
быть мобилизовано только средствами религиозного фундаментализма или
национализма. Главный вопрос теперь - что же дальше? Кто станет победителем на
политической арене?
Когда в Тунисе было назначено новое временное
правительство, там не оказалось исламистов и наиболее радикальных левых.
Самоуверенные либералы решили: отлично, это ведь по сути одно и то же, и те, и
другие - тоталитарные экстремисты. Но действительно ли все так просто? Не
заключается ли подлинный и основной антагонизм именно в противостоянии между исламистами
и левыми? Даже если на какое-то короткое время они объединяются против режима,
то как только победа приближается, их единство раскалывается и они вступают в
смертельную схватку, и она нередко более жестока, чем та, которую они вели
против общего врага.
Не стали ли мы свидетелями именно такой схватки по
завершении последних выборов в Иране? Сотни тысяч сторонников Мусави отстаивали
народную мечту, которая вдохновляла и революцию эпохи Хомейни - мечту о свободе
и справедливости. Даже если это утопия, она вызвала невероятный всплеск
политического и социального созидания, организационных экспериментов и дебатов
между студентами и обычными людьми. Эта реальная возможность, открывшая путь
невиданным силам социальной трансформации, этот момент, когда казалось, что
возможно все, был постепенно сведен на нет, когда к власти пришли исламисты.
Даже в случае явственно фундаменталистских движений
нельзя упускать из виду, что и в них может быть социальный компонент. Талибан
регулярно представляют как фундаменталистскую исламистскую группировку, которая
реализует свою власть через террор. Между тем, когда весной 2009 года они
захватили долину Сват в Пакистане, «Нью-Йорк таймс» сообщила, что они
подстроили «классовое восстание, эксплуатируя глубинный конфликт между
небольшой группой богатых землевладельцев и их безземельными арендаторами».
Если, «воспользовавшись» требованием фермеров, Талибан создает, по выражению
«Нью-Йорк таймс», «риск для Пакистана, который пока остается преимущественно
феодальным государством», что помешало либеральным демократам в Пакистане и США
точно так же «воспользоваться» этим требованием и попытаться помочь
безземельным фермерам? Может быть, дело в том, что пакистанские феодальные силы
- это естественный союзник либеральной демократии?
Неизбежный вывод из всего этого состоит в том, что
подъем радикального исламизма всегда был обратной стороной исчезновения в
мусульманских странах светских левых. Сегодня Афганистан изображают самой
фундаменталистской страной в мире, но мало кто помнит, что сорок лет назад он
был страной с сильной светской традицией и сильной компартией, которая пришла к
власти без помощи Советского Союза. Куда исчезла эта светская традиция?
Важно воспринимать сегодняшние события в Тунисе и
Египте (а также Йемене и, быть может, даже в Саудовской Аравии) именно в этом
контексте. Если ситуация стабилизируется и старый режим сможет продолжить свое
существование с небольшими либеральными косметическими изменениями, это
спровоцирует непреодолимую фундаменталистскую реакцию. Чтобы сохранить самое
ценное в либеральном наследии, либералам будет необходима братская помощь
радикальных левых. Возвращаясь к Египту, хочется отметить, что самая позорная и
опасная оппортунистическая реакция была озвучена на CNN Тони Блэром: да,
изменения необходимы, но они должны быть постепенными. Для Египта постепенные
изменения означают компромисс с властью Мубарака и незначительное расширение
круга властных элит. Именно поэтому говорить сегодня о мирном переходе просто
неприлично: Мубарак сам сделал мирный переход невозможным, раздавив оппозицию.
После того как он послал армию на борьбу с протестующими, выбор стал предельно
ясным: либо небольшие косметические изменения, на самом деле нужные для того,
чтобы ничего не менять, либо настоящий прорыв.
Именно здесь наступает момент истины: невозможно
утверждать, что, как в случае с Алжиром десять лет назад, проведение реально
свободных выборов будет означать приход к власти исламских фундаменталистов.
Еще одна тревога либералов заключается в том, что сегодня в Египте нет
организованной политической силы, способной взять власть в случае ухода
Мубарака. Конечно, такой силы нет, ведь Мубарак хорошо для этого постарался,
сведя оппозицию к маргинальным декоративным элементам. Аргумент в защиту
Мубарака - или он, или хаос - на самом деле является аргументом против него.
Лицемерие западных либералов просто поразительно: они
публично выступают в поддержку демократии, но как только люди реально восстали
против тирании не во имя религии, а под светскими лозунгами свободы и справедливости,
их это чрезвычайно озаботило. Откуда это беспокойство, почему не радоваться
тому, что свобода получила очередной шанс? Сегодня как никогда актуально старое
изречение Мао Цзэдуна: «Смута великая в Поднебесной - ситуация благоприятная».
Куда же в таком случае деваться Мубараку? Ответ
очевиден: в Гаагу. Если кто-то и заслуживает там находиться, так это он.
Славой Жижек
Опубликовано в Guardian
Перевод с английского Веры Акуловой и Дмитрия
Потемкина
|