Введение
с первого июля 2011 года единых таможенных тарифов на внешних границах
Таможенного союза (ТС) повлекло за собой вполне определённые последствия
для Украины и для дальнейшего развития украинско-российских отношений. К
Украине, которая, стремясь в зону свободной торговли (ЗСТ) с ЕС, так и
не стала членом ТС, в течение июля были предъявлены особые требования к
производству и сбыту на территории стран ТС целого ряда наименований
продукции, которые в случае их выполнения серьёзно ухудшают для
украинских товаров условия их конкуренции с товарами членов ТС. На
период до выполнения этих требований в отношении некоторых украинских
товаров введён запрет на их реализацию в РФ, Казахстане и Белоруссии.
Так, Таможенный союз объявил о запрете на экспорт украинских мяса и
молока. В ходе инспекции, проведенной представителями Федеральной службы
по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) и
национальных ветеринарных служб Белоруссии и Казахстана некоторых
предприятий Украины по производству готовой мясной продукции, была
выявлена свинина, произведенная китайскими предприятиями, не
аттестованными на право поставок в РФ.
Также в связи с неподтверждением выполнения ветеринарно-санитарных
требований и норм Таможенного союза и РФ в полном объеме было решено
ввести временные ограничения на право поставок продукции животного
происхождения в государства – члены Таможенного союза шестью украинскими
предприятиями до представления ими в течение одного календарного месяца
материалов об устранении отмеченных недостатков и гарантий ветеринарной
службой Украины о соответствии их ветеринарно-санитарным требованиям и
нормам (1) .
22 предприятия не прошли ветеринарно-санитарный контроль Таможенного
союза и России. В результате в отношении их продукции введены временные
ограничения на ввоз на территорию Таможенного союза (2) . «Во многих
случаях люди и предприятия не были готовы к тому, что пройдет серьезная
инспекция, они не знали требований Таможенного союза, а технологии и
инфраструктура предприятий оставляли желать лучшего и не соответствовали
предъявляемым требованиям», - сказал помощник руководителя
Россельхознадзора Алексей Алексеенко, комментируя результаты инспекции
(3) .
Также 8 июля в России введена специальная пошлина на импорт из Украины
карамели, которая составляет $294,1 за тонну в ближайшие три года. После
введения ограничительных мер вернуться в прежних масштабах на
российский рынок кондитерским изделиям Украины будет практически
невозможно. Так, в 2004 году объем поставок в Россию карамели составил
60 тыс. тонн. Последующее введение Россией пошлин снизило эту цифру до
16 тыс. тонн (4) . После введения очередной пошлины экспорт карамели из
Украины снизился до минимума. Есть основания полагать, что и этот
минимум не предел.
В конце июня вице-премьер РФ Виктор Зубков заявил о возможности введения
пошлин на ввоз молочной продукции из-за границы, в частности сыров. При
этом Россия является самым крупным в мире импортером твердых сыров.
Более 50% объема импорта покрывается поставками из трех стран: Беларуси,
Украины и Германии (5) .
Кроме того, Россия ввела антидемпинговую пошлину на некоторые виды
украинской стальной продукции – кованые валки для прокатных станов.
Следующий ключевой товар украинского металлоэкспорта, на который
Комиссия Таможенного союза уже рекомендовала ввести заградительные
пошлины – трубы. На очереди еще один важный сегмент – арматура. В
структуре промышленного производства Украины металлургия составляет
около 25%, а в структуре украинского экспорта – почти 40%. При этом
весьма существенные объемы украинского экспорта идут именно в Россию и
частично в Казахстан.
Ранее, с марта 2011 года, РФ начала взимать таможенную пошлину на
украинские крепёжные изделия (6) . Принятое 12 февраля постановление
правительства РФ №68 «О специальной защитной мере в отношении крепежных
изделий» предусматривает введение пошлины на ряд ввозимых в Россию
крепежных изделий в размере 282,4 долларов за тонну. В качестве
беспошлинного исключения разрешены только изделия, изготовленные в
Беларуси, которая является членом Таможенного союза и участником
ЕврАзЭС. Украинский крепеж уже облагается на территории России
специальным таможенным платежом на общих основаниях, поскольку Украина
не входит в названные интеграционные объединения. В прошлом году на
поставки в Россию приходилось более 71% всего украинского крепежного
экспорта.
Введение защитной пошлины в отношении этой группы украинских товаров
ставит предприятия, их производящие, в тяжёлую ситуацию. В обозримом
будущем альтернативы российскому рынку для украинских метизов нет.
Переориентация на внутренний рынок в силу его малой ёмкости может лишь
частично, в незначительной степени ослабить проблему. К тому же в
украинской промышленности продолжается стагнация, в частности, в тех её
отраслях, которые являются основными потребителями данной продукции.
Таким образом, потеря Украиной рынка сразу трёх стран – членов ТС для
своих наиболее широко экспортируемых товаров, на производстве которых
занято огромное количество рабочей силы, – становится фактом.
Характеристика данных мер как угроза (или наказание) Украине за
невхождение в Таможенный союз, о чём часто пишут украинские (да, и
российские) СМИ, искажает реальную картину неправильным (сознательным
или нет) употреблением понятия «угроза». Официальные высказывания
представителей российского политического руководства и специальных
исполнительных органов описывают объективные следствия, которые
наступают для торгово-экономических отношений Украины со странами ТС в
результате её невхождения в данное объединение, независимо от желания
руководства стран – членов ТС. Разные нормативные требования и правила
торгово-экономических отношений внутри ТС и за его пределами создают
независимо от воли правительств государств – членов ТС такую логику
ситуации, при которой Украина начала терять традиционные рынки сбыта и
свои конкурентные преимущества на них. И процесс этот, чем дальше, тем
больше будет набирать обороты.
Очередной раз такое описание объективных негативных последствий для
Украины от неучастия в ТС дал российский премьер Владимир Путин на
встрече с рабочими Магнитогорского металлургического комбината. На
вопрос В. Путину, войдёт ли Украина в ТС и чем это чревато для
российской металлургической отрасли в целом, Председатель Правительства
РФ ответил: «Войдёт ли Украина в Таможенный союз и затем в экономическое
пространство, мы пока не знаем. Политическое руководство Украины,
насколько я себе представляю, пока таких планов не вынашивает в
практическом преломлении. Что это означает? Это означает, что три страны
– Россия, Белоруссия и Казахстан будут договариваться о том, как
защищать свой внутренний рынок от продукции из третьих стран. Уже сейчас
подписано соглашение о применении различных форм и методов защиты. Один
из них хорошо известен – это так называемые антидемпинговые
расследования… А вот процесс присоединения и должен выводить нас, в
конце концов, на равные условия. Мы вряд ли согласимся с условиями, при
которых наши партнёры захотели бы воспользоваться преимуществами
интеграционного объединения, но не брали бы на себя никаких
обязательств. Ещё раз повторяю: главное добиться, чтобы условия
конкурентной борьбы были для всех одинаковые» (7) .
Последнее высказывание также симптоматично. Не исключено, что оно
является формулировкой позиции России в отношении предложенного
президентом Украины Виктором Януковичем формата сотрудничества Украины с
ТС по так называемой формуле «3+1». По логике этой формулы Украина
хотела бы выторговать себе некое промежуточное положение между
полноправным членством в ТС и обычным торговым партнёрством. Руководство
Украины, видимо, рассчитывает выгадать по этой формуле максимально
возможный объём преимуществ от сотрудничества с ТС, какие полагаются
членам объединения, избежав в то же время взятия на себя конкретных
обязательств, поскольку участником ТС Украина становиться не желает. Не
исключено, что зона свободной торговли в рамках СНГ, на которую так
надеется украинское руководство, призвана, по мысли украинских властей,
своими правилами перекрыть потери Украины от неучастия в ТС. По расчетам
Министерства экономического развития и торговли, создание ЗСТ СНГ
позволило бы Украине увеличить товарооборот с участниками договора на
35%. Уполномоченный правительства Украины по вопросам сотрудничества со
странами СНГ Валерий Мунтиян заявил, что Киев не теряет надежды на
подписание договора. Однако из заявления чиновника следует, что он
сомневается в успехе данного предприятия …(8)
Российская
власть в лице председателя Правительства РФ Владимира Путина всего лишь
описала неизбежные и объективные негативные следствия от неучастия
Украины в ТС, отменить которые может лишь полноправное членство Украины в
этом экономическом объединении, а не разные изощрённые форматы ухода от
полноценного сотрудничества.
Остаётся надеяться, что за оставшееся время политическое руководство
Украины сможет поставить экономические интересы страны над групповыми
интересами определённой части украинского крупного капитала, которые
лежат в направлении ЕС.
|