По оценкам многих экспертов, опасность нового военного конфликта с
Грузией на сегодняшний день все более возрастает. Саакашвили никак не
может успокоиться после поражения в августовской войне 2008 года. Если
два года назад после потери боеспособности армии агрессивность
грузинского лидера в отношении России вызывала только недоумение, то
теперь, глядя на то, как Тбилиси перевооружает свою армию, эта
агрессивность вызывает обоснованные опасения. Несмотря на опровержения
грузинской и американской сторонами сообщений о продаже оружия Грузии,
существует ряд признаков, подтверждающих планы Грузии оснастить свои
войска новейшими видами американского оружия.
Так, минобороны Грузии планирует до конца 2011 года закупить у США
военную технику. В настоящее время между Тбилиси и Вашингтоном уже идут
переговоры о будущих контрактах. В список, подготовленный министерством
обороны Грузии, входят только самые современные образцы вооружений
американского производства: зенитно-ракетные комплексы Patriot-3 и
Stinger, наземные противотанковые ракетные системы Javelin и авиационные
противотанковые комплексы Hellfire-2.
С этой целью в январе 2011 года грузинский президент М. Саакашвили
посетил Вашингтон. По данным газеты "Коммерсант”, ссылающейся на
источник, близкий к администрации США, на встрече с президентом Бараком
Обамой обсуждался вопрос о закупке Грузией американского оружия. В свою
очередь Пентагон полностью отрицает сам факт каких-либо переговоров о
грузино-американской сделке по оружию. "Сообщения в российской прессе
касательно предполагаемой продажи оружия в Грузию являются ложной
информацией”, – сообщила представительница министерства обороны США.
Официальный представитель Генштаба РФ отреагировал на предполагаемые
поставки следующим образом: "Мы глубоко сожалеем о том, что перезагрузка
российско-американских отношений, объявленная администрацией Барака
Обамы, ничего не изменила в той военной поддержке, которую Вашингтон
оказывает грузинскому руководству, начавшему в августе 2008 года войну
на Кавказе и продолжающему вынашивать агрессивные планы против
независимых государств Абхазия и Южная Осетия”.
По мнению специалистов Центра анализа стратегий и технологий России,
даже если бы Белый дом официально отказал Тбилиси в поставке вооружения,
грузинская администрация смогла бы получить упомянутое в списках оружие
через союзников США. С приходом к власти Саакашвили и начала
модернизации грузинской армии по стандартам НАТО поставщиками оружия в
Грузию стали Англия, Франция, Турция, Греция, Израиль, Украина,
Болгария, Чехия, Босния и Герцеговина, Эстония, Литва. По словам военных
экспертов, через эти страны США неофициально поставляли свое
вооружение.
Согласно данным МО РФ, в 2009–2010 годах Грузия получила из Болгарии
12 ед. орудий полевой артиллерии Д-20, а также 12 ед. РСЗО RM-70. В 2009
году Украина поставила Грузии 10 танков Т-72 и 3 БТР-80. В том же году
был завершен контракт на поставку 25 БТР-70, 20 ПЗРК "Игла”, 40 ед. ПЗРК
"Стрела” и очередной партии ПТУР "Комбат” (количество не известно).
Бывший гендиректор госкомпании "Укрспецэкспорт” Сергей Бондарчук также
подтвердил факт поставок в Грузию ЗРК "Оса”, "Бук”, вертолетов Ми-8 и
Ми-24. В 2009 году ВС Турции передали ВС Грузии 70 БТР Ejder, 100
бронемашин "Кобра”. Израиль поставлял Грузии стрелковое оружие и
боеприпасы через болгарскую фирму "Арсенал”, 40 беспилотных летательных
аппаратов "Гермес-450″.
США поставили Грузии ЗРК "Пэтриот”, ПЗРК "Стингер” и "Игла-3″, ПТРК
"Джавелин” и "Хелфайр-2″, а также большое количество патронов для
стрелкового оружия. Следует отметить, что наибольшие финансовые ресурсы в
плане оказания военной помощи Грузии в постконфликтный период США
сосредоточили не на поставках вооружений, а на восстановлении военной
инфраструктуры и обучении личного состава армии Грузии. В январе 2009 г.
между двумя странами была подписана "Хартия о стратегическом
партнерстве”, в соответствии с которой США взяли на себя обязательство
по модернизации армии Грузии и повышению обороноспособности страны. При
этом под термином "укрепление обороноспособности Грузии”,
подразумевалось, прежде всего, обучение и подготовка личного состава ВС
Грузии.
Грузия летом 2010 года подписала с Франция меморандум о закупке двух вертолетов AS-332 "Супер Пума” с поставкой до 2012 года.
Эксперты уверены, что будет реализован и американский список Саакашвили, но не напрямую, а через Турцию.
Вызывает опасение то, что провозглашенная администрацией Обамы
перезагрузка отношений с Россией не меняет политики военной поддержки
Вашингтоном грузинского руководства. Это подталкивает грузинские власти
на новую авантюру в регионе.
По удельному весу военных расходов Грузия к началу военных действий в
Южной Осетии занимала второе место в мире – 8% ВВП (больше было только у
Северной Кореи).
Считается, что только благодаря щедрой военной помощи из-за рубежа
Грузия и решилась развязать войну в августе 2008 года. Чем она
закончилась, всем хорошо известно. А вот о том, какие уроки извлекла
Грузия из тех событий, готова ли она силовым способом вернуть себе Южную
Осетию и Абхазию и каков ее нынешний военный потенциал, известно
гораздо меньше.
По словам грузинских военных экспертов, "военный бюджет Грузии сейчас
снижен до 3% ВВП. Руководство страны перешло к оборонительной
стратегии, а возвращать потерянные территории оно предпочтет с помощью
политического и дипломатического давления на Москву”
Однако, по мнению ряда независимых политологов, специализирующихся на
изучении вооруженных конфликтов на территории бывшего СССР, военный
потенциал Грузии после войны с Россией серьезно вырос.
Если до вторжения в Цхинвали грузинские военные исходили из того, что
с началом боевых действий американцы пришлют им на помощь свой воинский
контингент и воевать они будут в составе коалиции, как и полагается по
натовской стратегии, то теперь главный акцент в боевой подготовке армии
Грузии смещен на войну с Россией своими силами. С этой целью сразу после
войны в страну было возвращено из Ирака самое боеспособное соединение —
1-я пехотная бригада численностью 1,5 тысячи человек. Дополнительно в
Западной Грузии развернута артиллерийская бригада (до этого была одна
такая – в Гори). Появился противотанковый батальон. Если довоенная
грузинская армия насчитывала 32 тысячи человек, то теперь в ней 37
тысяч, причем с более высоким уровнем подготовки.
Из того, что Грузия запросила у США противовоздушные и
противотанковые комплексы, еще не следует, что она готовится лишь к
обороне, – заявляют политологи. – В равной степени это может
свидетельствовать и о том, что она просто хочет в случае новой войны
обезопасить свои наступательные силы от воздушных и танковых ударов
российских военных.
Если Грузия получит все, что хочет, то ее военные возможности станут
гораздо шире, чем сейчас. Например, комплекс Patriot-3 может засекать
цели на расстоянии 180 км. То есть теоретически грузинская армия получит
возможность сбивать все летательные аппараты в районе проведения
Игр-2014 в Сочи.
В целом, администрация Барака Обамы по-прежнему с осторожностью
относится к вопросу возобновления поставок американского оружия режиму
Михаила Саакашвили. Как свидетельствуют документы госдепа США,
опубликованные недавно сайтом WikiLeaks, Вашингтон не отказывается от
поставок оружия в Грузию, но намерен делать это "с максимальной
осторожностью” из-за пристального внимания к этой проблеме не только
России, но и Европы.
Если положительное решение о возобновлении поставок американского
оружия в Грузию будет принято, то, в первую очередь это, коснется
средств ПВО и противотанковой обороны. Как сообщают американские СМИ,
соответствующие предложения уже подготовлены корпорацией "Баррингтон
Эллайнс Инк”. Предложение включает поставки Грузии ЗРК "Patriot-3″, ПЗРК
"Stinger”, а также ПТРК "Javelin” и "Hellfire-2″ с необходимым
количеством боеприпасов на общую сумму более $100 млн.
По мнению ряда зарубежных и российских экспертов, активная
деятельность военно-политического руководства Грузии свидетельствует о
стремлении господина Саакашвили взять реванш за проигранную России в
августе 2008 года войну. При этом в случае продолжения осуществления США
и ЕС политики одобрения действий по вооружению вероятность новой
дестабилизации обстановки в регионе возрастет очень быстро
Источник: Эдуард Корнеев
|