Под флагом НАТО: Предварительные итоги миссии в Ливии (Часть третья)
Демонстрации в поддержку Каддафи на Зеленой площади в Триполи, Ливия. Так
же, как в случае с Ираком и Афганистаном, западная коалиция вторглась в
Ливию, имея лишь слабое понимание и поддержку местного населения.
Коалиция недооценила устойчивость базы общественной поддержки полковника
Муаммара Каддафи на западе страны. Казалось, что сторонники Каддафи
ошеломлены сложностью племенных движущих сил среди «защитников»,
внезапно появившихся на востоке страны. В данном контексте
противостояния союзники ошиблись в выборе вида войск, необходимых для
быстрого и успешного вторжения. Выбранный вид оказался непригодным для
быстрой победы над Каддафи, разве только для того, чтобы поддержать
повстанцев, создав тем самым тупиковую ситуацию для внутренних сил и
усугубив гражданскую войну. Коалиция не проверила повстанцев на должном
уровне, прежде чем обеспечить их оружием и денежными средствами. Сначала
альянс изображал восстание как реализацию обещанных демократических
перспектив, данных Ливии, но теперь эти заявления стихли. В
отличие от преддверия афганских событий 2001 года и событий в Ираке 2003
года, на территории Ливии перед началом военных действий наблюдалось
обильное западное присутствие. Несомненно, посольства и нефтяные
компании имели серьезное влияние на местное население и общественные
движущие силы. Полагалась ли коалиция на это в достаточной мере,
планируя вторжение – это вопрос открытый. Западные участники
операции не ожидали, что вторжение окажет отрицательное воздействие на
их ключевые интересы в Ливии. Эти интересы включают в себя: надежный
доступ к запасам нефти и природного газа, проведение эффективной
политики, препятствующей нелегальной эмиграции в Европу и пресечение
транснационального джихадизма и связанных с ним угроз. Длительные
военные действия окончательно прекратили поставки ливийской нефти и газа
в Европу, при этом ливийской инфраструктуре производства и экспорта был
нанесен серьезный ущерб. На переговорах коалиция всегда опускает этот
вопрос, также он практически полностью игнорируется со стороны СМИ.
Остановка добычи нефти и газа в Ливии вносит свой вклад в рост цен на
нефть и газ в Европе. Среди прочих, Италии требуется увеличение поставок
газа из России, а Германии – российской нефти, для заполнения пробелов в
отсутствии поставок из Ливии. Затяжная война увеличивает масштаб
перемещения населения, в то время как система миграционного контроля
ослабевает. Растущий поток беженцев достигает Италии, которая безуспешно
пытается переправить их в страны Евросоюза. Сообщается, что в восточной
части Ливии группы джихадистов, ранее подавляемые Каддафи,
присоединяются к различным отрядам повстанческих войск. И хотя
вторжение получило политическое одобрение НАТО и носит ее флаг, лишь 7
(из 28) стран организации на данный момент принимают участие в военных
действиях. США заняли позицию, в которой они играют «вспомогательную
роль» (в основном, высокого класса команды управления и разведка).
Германия и Турция, обладающие самыми мощными силами в НАТО, не участвуют
в военных действиях. Великобритания и Франция с самого начала несут
основную тяжесть операции на своих плечах, а теперь они несут все
большую долю ответственности, так как некоторые страны тихо отказываются
от своих обязательств или сокращают их. Это согласуется с
развивающейся структурой западных войн по выбору. Они уже проводились
странами в «коалиции по желанию», в них частично участвовали страны,
наполовину готовые действовать («национальные поправки»), при
возможности уклонения от участия для тех, кто не желает или не в
состоянии участвовать. В конечном счете, это является результатом
неубедительного повода к войне, будь то в Афганистане, Ираке или Ливии. Военные
цели и смена режима – это две стороны одной медали. Особенно
раздражающе это было продемонстрировано в Ливии. С первых дней
вторжения, союзники преподносили Каддафи, как жуткую криминальную
фигуру, воюющую «против своего собственного народа», а также против
международного порядка. В своей речи в Национальном Университете Обороны
президент США Барак Обама подал первый сигнал в отношении полковника
(пресс-релиз Белого дома, 30 марта), а союзники последовали его примеру.
Несколько раз представители НАТО намекали, что смерть Каддафи в
результате воздушного удара была бы желаемым результатом. В последующие
недели и месяцы лидеры коалиции определили смену режима в качестве одной
из основных целей войны и тут же Международный уголовный суд предъявил
Каддафи обвинения. Однако, безрезультатность военной операции
вызвала пересмотр позиции. Уже в середине июля союзники предложили
Каддафи остаться в Ливии, подразумевая неприкосновенность, в случае
отказа от власти. Решение, принятое на основе переговоров с ближайшим
окружением полковника или представителями этого ближнего круга, стало
возможным вариантом. Многие западные обозреватели также полагают, что
международное обвинительное заключение было ошибкой, именно потому, что
мешало принятию решения на основе переговоров. Однако Каддафи и его
правительство отказываются от такой сделки до сих пор. Некоторые
посредники ведут переговоры, в том числе Министерство иностранных дел
России и полпред президента Михаил Маргелов («Интерфакс», 5 августа). На
данном этапе переговоров, среди прочих вопросов, будут предприниматься
попытки достичь согласия по вопросам статуса Каддафи и его семьи,
разделения власти между сторонниками Каддафи в Триполи и мятежниками в
Бенгази и распределения между ними государственных доходов. Такие
переговоры, в случае их проведения, широко воспринимались бы как
следствие того, что «НАТО» было вынуждено пойти на ничью из-за сил
Каддафи. Чтобы избежать этого самого нежелательного развития
событий, коалиция может продолжать войну на истощение еще долгое время,
подрывая силы Каддафи, но одновременно и свою репутацию. Это может
привести к резкой эскалации воздушных ударов, но теперь их максимальное
количество ниже, чем было несколько недель назад. Чем дольше и активнее
будет вестись воздушная война, тем выше будет стоимость послевоенного
восстановления. Прерывать снабжение Триполи топливом, электричеством и
даже едой – это один из способов настроить жителей против властей или
властей против Каддафи, который упоминают многие обозреватели. Но это в
основном будет означать ожидание счастливого случая и непременную
дискредитацию гуманитарного обоснования войны, на которую ссылается
коалиция. Вариант использования на земле специальных войсковых
подразделений выглядит более правдоподобным. И хотя резолюции Совета
безопасности ООН (1970 и 1973) запрещают это, коалиция уже
проигнорировала эти резолюции, вооружая повстанцев и избирательно
применяя военно-морскую блокаду. В связи с тем, что у обеих сторон
присутствует сильная персонализация данного конфликта, устранение
Каддафи с воздуха или с помощью рейда специальных войск откроет путь к
политическому урегулированию в соответствии с мандатом НАТО. Вторжение
коалиции и тот вид, который оно приняло (продолжительная и
расширяющаяся гражданская война, мобилизация местных войск, отсутствие
планов по предотвращению остановки нефтедобычи и производства газа),
существенно усложнили послевоенное урегулирование. Тем не менее,
гарантия того, что интересы Запада в Ливии останутся такими же, как в
феврале 2011 года (поставки газа и нефти, контроль над миграцией,
подавление джихадизма и борьба с контрабандой оружия), должна стать
основной целью в формировании политики послевоенного урегулирования. Это
также послужит основой для подведения итогов западного вооруженного
вторжения. Оригинал статьи
|