Итоги неофициального визита премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху в Соединенные Штаты - одно из самых обсуждаемых политических событий недели. Впервые израильский лидер позволил себе открыто вмешаться во внутренние дела Америки. Прибыв в Вашингтон, вопреки возражениям президента США, Нетаньяху не скрывал намерения помочь конгрессу лишить Белый дом самостоятельности в определении параметров ядерной сделки с Ираном. Свою миссию он назвал «исторической», а выступление на Капитолийском холме – «последним рубежом». Помнится, ещё в своем первом обращении к конгрессу в 1996 году Нетаньяху предвещал «катастрофические последствия» иранской ядерной программы «не только для Израиля и не только для Ближнего Востока, но и для всего человечества». С тех пор в его прогнозах мало что изменилось.
Президент США выступление Нетаньяху в конгрессе проигнорировал. Обама был занят на видеоконференции с европейскими партнерами: обсуждал Украину. Выступая перед журналистами после речи Нетаньяху, хозяин Белого дома саркастически заметил: «У меня был шанс взглянуть на стенограммы. И, насколько я могу судить, не было ничего нового». Обама позволил себе согласиться с Нетаньяху лишь в том, что «связи между Соединенными Штатами и Израилем нерушимы», дав понять, что его конфликт с израильским премьером не отразится на двусторонних отношениях. США не собираются ссориться с Израилем, американская администрация не отказывается от борьбы с иранской ядерной программой, а Обама не желает утрачивать статус «миротворца» и главного инициатора дипломатического закрытия ядерного досье Ирана.
Советник президента Обамы по вопросам национальной безопасности Сьюзан Райс просит сейчас конгресс, сыгравший важную роль в процессе введения санкций против Ирана, «не мешать игре». Выход на сцену в этом спектакле Нетаньяху практически срывает американскую постановку. Позиция израильского премьера в иранском вопросе отличается от провозглашенного администрацией Обамы подхода. Вашингтон ведет дело к установлению контроля над ядерными исследованиями в Иране, оставляя за Тегераном право на мирный атом. Израиль требует полного демонтажа иранской ядерной инфраструктуры. Министр по делам разведки Юваль Штайниц, доверенное лицо Нетаньяху и главный израильский эксперт по иранской ядерной проблеме, считает политику Обамы неприемлемой. Израиль настаивает на нулевом варианте: ни единой центрифуги и полный запрет на научные исследования и разработки. Понятно, что с этими требованиями Иран не согласится никогда, а значит, и переговоры не нужны. Не о чем договариваться, затеянная Обамой игра с иранским атомом теряет смысл. Действия американского президента двух последних лет в отношении Тегерана вместо ожидаемых лавров миротворца могут добавить Обаме еще одно обвинение в политической некомпетентности. Сможет ли президент США спасти свой авторитет?
Комментируя выступление Нетаньяху, Обама заявил, что «Иран был опасным режимом и продолжает заниматься деятельностью, которая противоречит интересам Соединенных Штатов, Израилю и в целом региону». Он также отметил, что Иран неоднократно угрожал Израилю и допускает самые враждебные антисемитские заявления. По словам Обамы, он не меньше, чем Нетаньяху, стремится к тому, чтобы помешать «Ирану получить ядерное оружие, которое сделает его гораздо более опасным и даст ему возможности для еще более активных действий в регионе». То есть и руководство США, и руководство Израиля настроены по отношению к Тегерану одинаково враждебно. Однако Обама всё время подчёркивает, что Нетаньяху не предлагает никаких жизнеспособных альтернатив американской политике. Президент США напоминает, что борьба с иранской ядерной программой стала приоритетной задачей его внешней политики во второй срок его президентства. Говорит он и о том, что «с помощью конгресса и наших международных партнеров мы построили чрезвычайно эффективный режим санкций с целью давления на Иран», чтобы начать дипломатическое обсуждение проблемы «в серьезной манере». Что это за «серьёзная манера», хорошо известно: санкции, шантаж, военные угрозы стали привычными атрибутами американской дипломатии. Иран – своеобразный чемпион среди жертв дискриминационных законов, принятых Конгрессом США в отношении иностранных государств. В США с нескрываемым удовлетворением подсчитывают иранские потери.
По данным январского отчета Кеннета Кацмана, эксперта по Ближнему Востоку в исследовательском центре Congressional Research Service, ВВП Ирана ежегодно теряет из-за санкций 15-20%. В 2011 г. Иран продавал около 2,5 млн. баррелей нефти и конденсата в сутки, в прошлом году страна в среднем продавала всего 1,1 млн. баррелей в сутки. К концу 2013 г. у Ирана было около $100 млрд. валютных резервов, которые находились за пределами страны, но только около $20 млрд. из них были доступны. Остальные деньги были заморожены. Значительное сокращение торговли привело к тому, что многие частные компании были закрыты, в результате каждый пятый иранец остался без работы. По оценкам правительства, уровень безработицы составляет около 13%.
От Обамы требуют «удвоить» негативное воздействие санкций на Иран, но он пока сопротивляется, отмечая, что «санкции не являются достаточными, чтобы помешать Ирану сохранить свои ядерные амбиции». В Белом доме понимают, что ключевым интересом иранцев, удерживающим их за столом переговоров, остается понимание необходимости для ИРИ отмены санкций. Поэтому во всех последних заявлениях официальных лиц из окружения Обамы обязательно подчеркивается, что президент наложит вето на любые решения конгресса по ужесточению санкций против Тегерана. Сказал об этом Обама и в своих комментариях к выступлению Нетаньяху, что, впрочем, не ввело Тегеран в заблуждение.
Министр иностранных дел ИРИ Джавад Зариф оценил этот комментарий Обамы как попытку противостоять пропагандистской кампании премьер-министра Израиля и собственных «радикальных» оппонентов, выступающих против переговоров с Ираном. «Замечания Обамы ясно указывают на то, что США, которые на протяжении последних десятилетий непосредственно или косвенно угрожали Исламской Республике Иран и приняли много жестоких и незаконных санкций, пришли к выводу, что политика угроз и санкций - неудачная политика», - добавил Зариф.
Иран по-прежнему настаивает на переговорах в формате «шестерки» международных посредников, имеющих мандат ООН. Позиция США, по оценке главного дипломата ИРИ, отличается «чрезмерными требованиями и иррациональными подходами». Добавить к этому можно лишь то, что МИД Ирана осудил речь Нетаньяху перед конгрессом и заявил, что израильский премьер-министр распространяет ложь об иранской ядерной программе. Пресс-секретарь Марзие Афхам назвала речь Нетаньяху «очень скучной», а его выступление - «абсолютно лукавым шоу и частью его предвыборной кампании». http://www.fondsk.ru/news/2015/03/05/netanjahu-protiv-irana-v-kongresse-ssha-lukavoe-shou-32063.html