как ФСБ мониторят социальные сети 28
апреля 2011 года 30-летнему журналисту Юрию Синодову позвонил сотрудник
Центра информационной безопасности (ЦИБ) ФСБ. Синодов — владелец и
главный редактор сайта Roem.ru, специализирующегося на освещении рынка
интернет-компаний и социальных сетей, и сотрудник ФСБ попросил его
раскрыть данные одного из авторов сайта, писавшего о внутреннем
конфликте в «Одноклассниках».
К Синодову уже обращались с такими
вопросами в 2007 году, и на этот раз он решил потребовать официального
подтверждения. Вскоре он его получил — в виде запроса с гербом ФСБ с
адреса
cybercrime@fsb.ru, за подписью руководителя одного из подразделений ЦИБ Сергея Михайлова.
Тогда
Синодов обратился в Управление собственной безопасности ФСБ с просьбой
проверить, является ли такое внимание к авторам его сайта законным. В
ответе первого заместителя Оперативного управления ЦИБ А. Лютикова
утверждалось, что запрос легитимен и носит справочный характер.
Синодов
на этом не остановился и задал тот же вопрос Генпрокуратуре. Ответ был
совершенно неожиданным: проведенная проверка установила нарушение закона
«Об оперативно-разыскной деятельности» сотрудниками ЦИБ, и руководству
ЦИБ уже указано о недопустимости нарушений закона.
После этого Синодов с чистой совестью выложил свою переписку с ФСБ и Генпрокуратурой на сайт.
По
его мнению, интерес ФСБ объясняется тем, что офицеры, скорее всего,
были использованы сотрудниками частных компаний, которые хотели
выяснить, где произошла утечка закрытой информации: «Мне кажется, что
упомянутой в посте компании («Одноклассникам») очень интересны каналы
утечки неофициальной информации о них, при этом самому ЦИБу это на фиг
не надо. Это не вопрос государственного значения, это проблема самой
компании».
Однако есть детали, которые позволяют усомниться в
том, что офицеров ЦИБ в этой истории использовали всего лишь в качестве
наемников.
Ответ Синодову написал первый заместитель Оперативного
управления Центра информационной безопасности. Подпись руководителя
такого уровня исключает, что запрос Синодову был инициативой рядового
сотрудника. Кроме того,
Оперативное управление ЦИБ — это самое боевое
подразделение ЦИБа, который сегодня занимается не только технической
защитой компьютерных сетей, но и ведет активную оперативную работу в
интернете.В частности, в ФСБ
именно ЦИБ принимает решения о том, какие материалы необходимо убирать из доступа в Сети.
Пять лет назад, в марте 2006 года, Сергей Михайлов, автор посланий
Синодову, направил хостинг-провайдеру «Мастерхост» письмо с просьбой
удалить с сайтов Caricatura.ru и Pravda.ru карикатуры на пророка
Мухаммеда, вызвавшие протесты мусульман по всему миру. Главная страница
Pravda.ru была тогда временно блокирована, и история получила огласку.
Базируясь
в мрачном монументальном здании на углу Лубянской площади и Мясницкой,
выстроенном в 80-е годы для вычислительного центра КГБ,
ЦИБ не только занимается защитой компьютерных сетей и ловлей хакеров, но ведет тщательный мониторинг интернета.Для
этого ЦИБ ФСБ использует специальные поисковые аналитические системы,
создаваемые российскими программистами. Например, 2 июня 2010 года в/ч
64829 (то есть ЦИБ) объявила конкурс № 147/И/1-133 на поставку
программного продукта с максимальной ценой в 450 тыс. рублей. В
контракте объясняется, что именно интересует ЦИБ —
информационно-аналитическая система «Семантический архив» компании
«Аналитические бизнес решения».Кто работает в форумах и блогах«Семантический
архив» и подобные им системы — это как раз те программные продукты,
которые сегодня используют российские спецслужбы и МВД для мониторинга
открытых источников (то есть СМИ) и интернета, включая блогосферу и
социальные сети.
ФСБ и МВД начали массово закупать такие системы в
середине 2000-х годов. Например, накануне саммита «Большой восьмерки» в
Санкт-Петербурге МВД закупила систему КРИТ (Коллектор рассеянной
информации в текстах) компании Smartwarе — как было заявлено, с целью
предупреждения экстремизма. Ныне производство КРИТ прекращено, но
подобные системы сейчас выпускают не менее десятка компаний.
Это,
например, информационно-аналитическая система «АРИАН» фирмы «Сайтек»,
Xfiles компании «Ай-Теко», сервис по мониторингу блогов «Медиалогии» и
уже упомянутый «Семантический архив» — продукт компании «Аналитические
бизнес решения».
Офис «Аналитических бизнес решений»
располагается в далеком от центра Москвы районе Петровско-Разумовское в
здании НИИ сантехники и занимает несколько больших комнат на втором
этаже сталинского кирпичного здания. Мозгом и двигателем компании
является энергичный 35-летний Денис Шатров. Программист по образованию,
он начал заниматься разработкой аналитических систем еще в середине 90-х
со своим отцом, директором оборонного завода в Белгороде, создававшего
автоматизированные системы управления для космических аппаратов.
—
Наша первая система называлась «Эрудит». Потом стали делать системы
моделирования — электоральные, экономические. В 1999 году поставили это в
ситуационный центр президента Украины Кучмы. А в 2001 году нас купила
компания IBS, там мы продолжали делать ситуационные центры. В них
входили модуль анализа СМИ, модуль анализа экономической обстановки в
регионе, модуль анализа электоральной активности. Потом в 2004 году
Путин отменил выборы губернаторов, и это дело заглохло. IBS провела
реструктуризацию, мы вывели эти команды – я и отец. И стали вести
параллельное существование — он пытался делать экономические модели, а я
по большей степени анализ СМИ, — рассказывает Денис.
— А когда появился ваш главный продукт «Семантический архив»?—
В 2004 году. Мы ориентировались прежде всего на службы безопасности.
Потому что в тот момент мы считали, что, работая со службами
безопасности, мы будем интересны сразу и спецслужбам, и службам
конкурентной разведки.
Денис говорит, что в списке клиентов его
компании — Совбез, Минобороны, ФСБ, а в МВД их система стоит в четырех
департаментах МВД. Кроме того, компания поставляет свою систему на
Украину, в Беларусь (в местное «Управление К» МВД) и Казахстан.
— А региональные управления МВД к вам, наверное, тоже обращаются? Вот перед G8 в Санкт-Петербурге ГУВД закупил КРИТ.— Нашу систему тоже купили. Под саммит «Большой восьмерки». Бюджет был – они и покупали.
— Сколько людей у вас работает?— Около 20 человек.
— А как задача по наблюдению за блогами? Есть ли смена приоритетов в эту сторону?— Да, мы даже разработали в этом году специальный модуль по форумам и блогам.
(Как
пояснили программисты, алгоритм действий сотрудников спецслужб в таких
продуктах сводится к тому, что в систему забивается определенное
количество блогов, и система мониторит их по различным показателям).
— Сколько в таком модуле могут работать людей?— Ну, десятки.
Похоже,
что недостаточная мощность является главным сдерживающим фактором для
широкомасштабного применения таких систем спецслужбами. И именно размер
систем, расчитанных обычно на работу отдела (20-25 человек), объясняет,
почему ФСБ и МВД покупают десятки разных систем у разных компаний.
Впрочем, есть и еще одна причина.
Павел Львович Пилюгин, высокий
мужчина за 50 с профессорской бородкой, встретил меня на входе в офис
Специальной информационной службы (СИнС), где он работает заместителем
гендиректора.
СИнС, одна из ведущих фирм на рынке поиска и
анализа информации, была создана офицерами КГБ еще в 1990 году, а сам
Пилюгин служил в информационно-аналитическом управлении КГБ, где работал
со всеми аналитическими системами спецслужбы.
Первое, что он
начинает делать — это чертить схемы. Это схемы, по которым построены
поисковые движки, способные искать в структурированных (базы данных) и
неструктурированных (интернет и социальные сети) массивах информации.
Проблема
только в том, что системы, ныне закупаемые спецслужбами по тендерам,
создавались на основе систем поиска в структурированных массивах
информации, то есть базах данных, и лишь потом были, лучше или хуже,
доработаны для семантического анализа в интернете. Кроме того,
системы,
закупаемые российскими силовиками для контроля интернета, предназначены
для работы с открытыми источниками и технологически не способны
мониторить закрытые аккаунты, такие как, например, в Facebook. Однако,
как выяснилось, российские спецслужбы смогли решить эту проблему. СОРМ придет на помощьРоссийский интернет пережил несколько скандалов, связанных с
СОРМ — системой оперативно-разыскных мероприятий, позволяющей совершать прослушку и перехват интернет-трафика.В
конце 90-х интернет-провайдеры возмущались, что их заставляют покупать
оборудование СОРМ за свои деньги, в 2000-е годы активисты требовали от
Минсвязи обязать спецслужбы предъявлять провайдерам судебные решения,
санкционирующие перехват интернет-трафика. Борьба закончилась полным
поражением активистов — сегодня спецслужбы имеют право не только
получать доступ к каналам провайдеров без предъявления судебного
решения, но и делать это дистанционно.
Как выяснилось, СОРМ оказался полезным и для мониторинга социальных сетей.
К
сожалению, наши запросы в компании Facebook и «В Контакте» с просьбой
прокомментировать их отношения с российскими спецслужбами остались без
ответа, однако ситуацию помогли прояснить сотрудники спецслужб. «
А зачем нам давить на социальные сети, когда мы можем в рамках СОРМ снять информацию с серверов без их ведома?» — заявил нам сотрудник одного из подразделений.
Лицензии
провайдеров и хостинг-провайдеров, в частности лицензия на «Услуги
связи по передаче данных», обязывает компании, бизнес которых — сдавать в
аренду места под сайты на своих серверах, предоставлять спецслужбам
доступ к этим серверам втайне от владельцев сайтов. Кстати, эксперты считают наиболее подходящей аналитической системой для использования в рамках СОРМ «Семантический архив». «
Правда, так мы можем работать только с социальными сетями, чьи серверы находятся в России, и Facebook для нас реальная проблема», – признался тот же сотрудник.
Впрочем,
эту проблему тоже можно решить, если принять во внимание зарубежный
опыт. 1 октября 2011 года в Ферраре на фестивале итальянского журнала
Internazionale выступал знаменитый китайский журналист и блогер Джин
Джао (известный как Майкл Анти), прославившийся тем, что в 2005 году
Microsoft уничтожил его блог. Когда Анти попросили описать ситуацию в
Китае, ему хватило для этого всего нескольких слов:
— Вместо
Facebook у нас — XiaoNei, вместо Twitter — Weibo. Обычный способ
внедрения интернет-технологий в Китае – это разрешать пользоваться новым
продуктом только до тех пор, пока не будет разработан китайский аналог.
В результате Facebook у нас запрещен, так же как и Twitter. Причина?
Просто серверы китайских аналогов находятся в Пекине.
http://www.bg.ru/stories/9322/