Пока народы СССР праздновали День Победы над фашизмом, сирийский народ и армия одержали весьма значимую победу над терроризмом. По условиям соглашения о локальном замирении, террористические формирования покинули кварталы Старого города Хомса. И, хотя победа была достигнута дипломатическим путем, ясно, что без усилий Сирийской армии Хомс не был бы освобожден.
Западная пропаганда, поддерживающая террористов и называющая их «повстанцами», уделяла Хомсу особое внимание: третий по величине город САР именовали не иначе, как «столицей сирийской революции». Первый этап сирийского противостояния во многом был связан именно с Хомсом и его окрестностями: там возник один из крупнейших очагов инспирированного извне мятежа.
На начальном этапе кризиса в стране еще было немного иностранных наемников: ядро первых незаконных вооруженных формирований составляли представители криминала, радикальные исламисты в самой Сирии и некоторое число обманутых идеями лжесвободы молодых людей. Из таких боевиков и состояли банды тех, кто орудовал в Хомсе. В частности, среди них было множество контрабандистов, которые ранее наживались на незаконной переправке различных товаров через сирийско-ливанскую границу в районах Тель-Калях и Аль-Ксейр. После же начала войны они нашли другой источник прибыли: начали примыкать к террористическим группировкам, а также вести спекуляцию оружием.
В 2012 году, когда армия Сирии ликвидировала главное гнездо «внутренних террористов» - квартал Баб-Амр в Хомсе, бандформирования засели в районах Старого города – исторического центра. В последние месяцы из-за успешных контртеррористических операций военнослужащих террористы оказались в глухой блокаде. С освобождением Аль-Ксейра и прилегающих к нему районов были перерезаны ливанские источники снабжения бандитов.
Именно о судьбе данных боевиков все это время пекся Запад. Постоянно проливая крокодиловы слезы об «осажденном Хомсе» и «тяжелой гуманитарной ситуации», европейские и американские политики не пролили ни одной слезинки по жертвам страшных терактов и минометных обстрелов, которым в это время подвергались другие кварталы Хомса – те, в которых, в основном, протекала нормальная жизнь (за исключением того, что в один момент могла сработать «адская машина» и унести жизни десятков человек).
Кроме того, Западу было плевать и на страдания жителей поселков Нуббль и Захра в провинции Алеппо. Эти поселки уже полтора года находятся под блокадой террористов.
Теперь, когда большинству сирийцев стал ясен полный провал и лживость псевдореволюции, большинство из тех, кто когда-то слетался на ложный свет «демократии», складывает оружие. Однако не все пока готовы к такому шагу, к тому же, среди них есть те, кто совершил тяжкие преступления.
Согласно договоренностям, тем боевикам, которые были блокированы в историческом центре Хомса и не желали складывать оружие, дали возможность покинуть осажденные районы и под контролем ООНовцев выехать в населенные пункты Растан и Тельбиса, пока что находящиеся под властью террористов. Им было разрешено взять с собой по одной единице легкого стрелкового оружия – для того, чтобы они могли защититься от радикалов-наемников из «Аль-Каиды». Более тяжелое оружие боевики оставили. Около 50 из них сдались властям. Что касается иностранцев, которые были в составе бандформирований – по неофициальной информации, они арестованы и будут переданы правительствам своих стран.
Таким образом, сирийская законная власть получила контроль над Старым городом Хомса. Боевики, со своей стороны, освободили десятки похищенных ими людей – как военнослужащих, так и гражданских лиц. Кроме того, они обязались дать гарантии провоза гуманитарных конвоев в поселки Нуббль и Захра провинции Алеппо.
От этих соглашений Сирия выиграла не только то, что был освобожден Хомс – исчез один из главных информационно-политических поводов международного давления на Дамаск, которое доходило до угроз принять резолюцию СБ ООН на основе статьи 7 Устава ООН, предусматривающей силовое вмешательство. И, хотя резолюцию в СБ ООН все равно не удалось бы принять – но ситуацию в Хомсе западные страны использовали в своих грязных пропагандистских целях.
Жители районов, находящихся так долго под властью террористов, теперь возвращаются в свои дома. Конечно, это касается тех, чьим домам удалось хоть как-то уцелеть. Главное, чтобы сохранились стены, - так считают люди, - остальное можно отремонтировать. К сожалению, многие дома уже не подлежат восстановлению – часть из них террористы взорвали, некоторые пострадали в ходе боестолкновений.
Разрушены и сожжены многие магазины, кафе, офисы. На пустынных улицах кварталов видны обгоревшие и искореженные автомобили.
Губернатор провинции Хомс Талаль Аль-Барази заявил, что людям, лишившимся своих домов и имущества, будет оказана всесторонняя помощь. Государство в кратчайшие сроки восстановит подачу электроэнергии и оказание других жизненно важных услуг.
Жителям города предстоят еще тяжелые испытания – многое предстоит восстанавливать. Но начало этому положено.
Солдаты-победители, держа в руках сирийские флаги, радостно скандировали лозунги. Взобравшись на то, что осталось от башни с часами, они вкушали плоды заслуженной победы, достигнутой и при их участии. Ведь, если бы не их подвиги, то невозможно было бы вести никаких переговоров ни с боевиками, ни с хозяевами боевиков.
Сирийский народ готовится к еще одному эпохальному событию – президентским выборам. Конституционный суд Сирии рассмотрел апелляции всех кандидатов, которые не набрали достаточного количества голосов депутатов Народного совета. Был сформирован окончательный список претендентов на пост главы государства. 11 мая официально объявлено о начале предвыборной кампании.
Дамаск и другие города Сирии пестрят новыми яркими национальными флагами, вывешенными в преддверии президентских выборов. Май проходит под знаком надежд на мирное небо над головой и новую, счастливую жизнь, в которой не будет места терроризму и насилию.
Автор Елена Громова, Хомс - Дамаск
|