
В пятницу, 14 июня, утром в Иране, где в пятницу проходят выборы нового президента, открылись избирательные участки. Новоизбранному президенту предстоит сменить на этом посту Махмуда Ахмадинежада, возглавляющего страну последние 8 лет. Действующий президент страны Махмуд Ахмадинежад больше не сможет баллотироваться, так как уже занимал этот пост дважды.
Предстоящие президентские выборы в Иране привлекают пристальное
внимание мировой общественности, в особенности западных политиков. 12
июня избирательная гонка закончилась, наступили 2 дня «спокойствия»,
после которых 14 июня иранцы пойдут к избирательным урнам.
Что произойдет в этой региональной сверхдержаве, бастионе
антиамериканизма и неколебимой хранительнице исламских ценностей? Не
появятся ли во время выборов новые трещины, которые уже дали себя знать 4
года назад, когда по итогам перевыборов М.Ахмадинежада имели место
массовые протесты? Не всколыхнется ли иранская молодежь в новой, более
серьезной волне антиклерикализма? Не появятся ли у западных
идеологических центров шансы вбить клинья в виде НКО в достаточно
гомогенное шиитское общество?
Иранский бастион давно стоит на пути « демократической экспансии» в
этом важнейшем участке мира. Не взяв под контроль Иран, сложно
дотянуться до Закавказья и Прикаспийского района.
Если же в Тегеране наконец-то появится «либеральный» прозападный режим,
то можно верстать новые стратегические планы «демократизации»
Азербайджана и Туркмении с последующим установлением военного контроля
над южным побережьем Каспия.
Да и важнейшая духовная составляющая ислама – шиитская ветвь религии в
таком случае получит оглушающий удар западной культурной дубинкой.
Впрочем, особо радужных надежд на серьезную дестабилизацию Ирана в
результате выборов на Западе могут не испытывать. Весь набор кандидатов,
который сформировался после отсева Советом Стражей 8 человек из более
600 претендентов, указывает на продолжение сложившейся политической
традиции. Это неудивительно, так как Совет Стражей, состоящий из 6
влиятельных юристов и 6 высокопоставленных мулл, находится под
патронажем духовного лидера страны Али Хаменеи.
Весьма очевидным указанием на продолжение прежней линии стало
недопущение Советом Стражей к президентской гонке экс-президента Ирана
Акбара Хашеми Рафсанджани, превратившегося после разрыва с духовным
лидером в оппозиционера и реформиста. Этот сильный и популярный политик
мог бы внести решительные перемены в сложившуюся ситуацию. Но это
грозило бы потерей влияния духовного лидера и непредсказуемыми последствиями для страны, так как глубокие реформы не проходят гладко.
Вместе с А.Рафсанджани к участию в выборах не был допущен и близкий
действующему президенту М.Ахмадинежаду политик Эсфандиар Машаеи, который
подобно уходящему шефу мог проявить нежелательную самостоятельность в
принятии важнейших государственных решений и действовать вопреки воле
духовного лидера. Это также рассматривается как покушение на авторитет
Али Хаменеи.
Поэтому официальный Тегеран сделал все возможное, чтобы в сложной
ситуации, в которой оказалась страна, исключить появление на посту
президента человека, способного на политику «а-ля Горбачев».
По общему мнению наблюдателей, из восьми допущенных кандидатов два
имеют предпочтительные шансы на победу и оба далеки от либерального
мировоззрения.
Наиболее перспективен, по их мнению, мэр Тегерана Мохаммад Галибаф. Американское агентство Information and Public Opinion Solutions сообщает, что он ведет в рейтинговых опросах населения.
Если верить данным агентства, 39% опрошенных по телефону граждан
высказываются в поддержку мэра, а 57% еще не решили, за кого голосовать
У М. Галибафа имеется сильная поддержка со стороны 47,7% женщин. За
него также высказывается 40% городского населения, хотя в сельской
местности его рейтинг опускается до 18%
The Washington Post характеризует этого кандидата следующим
образом: «М. Галибаф считается одним из наиболее консервативных
клерикальных политиков, который больше сосредоточен на прагматизме, чем
на революционных идеях. Но едва ли этот прагматизм выйдет за устоявшиеся
рамки сегодняшней политики иранского руководства».
В прошлую субботу на иранской телевизионной программе, транслируемой
для соотечественников за рубежом, М.Галибаф сказал: «Президент в
одиночку не может решать проблемы внешней политики, потому что это сумма
решений всей системы. В таких вопросах имеет слово наш духовный лидер и
другие ветви власти. Поэтому смена президента немногое изменит в
иранской внешней политике».
Являясь мэром города с 12-миллионным населением, он пользуется
популярностью в этом качестве. Стоит вспомнить, что уходящий президент
М.Ахмадинежад также был мэром Тегерана.
Его наиболее сильным соперником считается Саид Джалили, причисляемый к ставленникам духовного лидера Али Хаменеи.
Этот 47-летний дипломат давно известен международной общественности как
глава иранской делегации на переговорах по иранской ядерной программе
(ИЯП). Своей неуступчивостью, гибкостью и искусством переговорщика он
заслужил авторитет сильного политика.
Однако по содержанию своей предвыборной программы С.Джалили также
остается в рамках традиционной политики иранского руководства. Он не
допускает никаких уступок Западу по «ядерному вопросу», ставшему
причиной усиления экономических санкций против страны. В результате этих
санкций продажа иранской нефти снизилась с 2,2 млн. до 1,1 млн.
баррелей в день в 2012 г., что привело к оскудению государственной
казны. Выход из затруднительной ситуации С. Джалили видит в «опоре на
собственные силы», тем более что в Иране велика армия безработных.
Он также тверд и по другой важнейшей международной теме – сирийскому
конфликту: Иран будет стоять на стороне Б.Асада и оказывать ему
необходимую помощь.
Во время телевизионной дискуссии с другими кандидатами С.Джалили внес
весьма оригинальную формулу решения внутренних проблем: «Иранские
исполнительные и бюрократические системы должны проектироваться таким
образом, чтобы обеспечивать самое оптимальное использование
материального и научного потенциала. А угрозы, исходящие от
международных санкций, должны быть превращены в преимущества». То есть
все поиски решения нарастающих проблем он обещает проводить в рамках
«модернизации управления», что давно получило название бюрократических
игр.
Касательно отношений с главным международным оппонентом – США, С.Джалили заявил в интервью The Christian Science Monitor:
«У США нет надежды на успех, потому что иранская нация защищает свои
права. Сегодня они видят бросающийся в глаза прогресс Ирана, достигаемый
благодаря его сопротивлению».
По замерам того же агентства Information and Public Opinion Solutions, С.Джалили далеко отстает от своего основного соперника и имеет всего 13,9% голосов избирателей.
Но административные ресурсы мэра Тегерана и ставленника духовного
лидера несопоставимы, особенно в области информационных кампаний. Не
исключено, что во время выборов их позиции сравняются, а это – красная
тряпка для оппозиции, которая не хочет видеть на президентском посту
человека А.Хаменеи.
Между тем социально-экономическое положение в Иране имеет устойчивую
тенденцию к ухудшению. Безработица достигла 13%, инфляция разогналась до
32% в год. По результатам 2013 года ожидается падение ВВП до 1,3%.
Государственный доход сократится с 117 до 77 млрд. долларов, что не
может не ударить по социальным программам правительства.
Такая ситуация не располагает к благодушию. Выборы 2009 года показали,
что в Иране есть силы, способные на широкий общественный протест. Эти
силы никуда не исчезли и, скорее всего, готовятся к новой демонстрации
своих требований. Сейчас в Тегеране и других городах появляются
граффити, сделанные, без сомнения, молодыми людьми: «Я голосую за
переворот».
Источником программного протеста является эмигрантская
оппозиционная организация «Национальный совет сопротивления Ирана» под
руководством известной оппозиционерки Мэриам Раджави. НССИ объединяет
тысячи эмигрантов, имеет хорошие связи с оппозиционно настроенными
кругами внутри страны и оказывает на них системное влияние через СМИ и
Интернет, а также через своих эмиссаров. Основная установка НССИ сегодня
заключается в мирной смене власти без вооруженного насилия. Он
планирует строительство секулярного государства, отказ от ядерной
программы и широкое сотрудничество с Западом.
В своем стремлении расширить ряды легальной зарубежной оппозиции США
вычеркнули в 2102 г. из списков террористических организаций Организацию
моджахедов иранского народа (МЕК), что ведет к ее официальному
признанию на Западе и, соответственно, к усилению ее финансовых и иных
позиций. Но как этот шаг скажется на влиянии МЕК внутри Ирана, сказать
трудно. Во время ирано-иракской войны МЕК выступала на стороне Саддама
Хусейна и в Иране этого не забыли. Черная метка американской агентуры от
такого признания станет только рельефнее и в целом бросит тень на всю
зарубежную оппозицию.
Иранские власти уже сегодня сталкиваются с проникновением враждебного
влияния через Интернет и через активно контактирующие с
соотечественниками иранские диаспоры за рубежом. Эти каналы невозможно
перекрыть силами спецслужб без последствий для авторитета правительства.
Поэтому они остаются в большой степени открытыми. Запад активно
использует их, чтобы настроить избирателей в свою пользу. Насколько это
удастся, покажут выборы.
http://www.fondsk.ru/news/2013/06/13/vybory-prezidenta-v-irane-opravdajutsja-li-nadezhdy-zapada-21049.html
|