Кое-что о причинах (и некоторые факты к ним) нынешнего тяжелого поражения левых сил. Просьба не воспринимать
изложенные соображения как оправдания. Я не член Компартии, хотя по
убеждениям коммунист. Это попытка, стремление увидеть объективные
условия развития нашей страны и попытаться найти решения назревших
проблем, так, чтобы уменьшить риск повторения системно не полных, а
затем и неверных решений и двигаться вперед избранным курсом, используя
гуманные средства].
Запад взвалил фантастическую нагрузку,
уйдя от ответственности за абсолютизацию либерализма (чем он и сейчас
очень гордится), вседозволенности, безотносительно к социальной и
биологической полезности или вредности, и рожденной им государственной
вялости, на неокрепший социализм, вынужденный для защиты страны и
завоеваний левых сил цивилизации опять сверхцентрализоваться. Эта
третья волна сжатия. (Первая – диктатурой, необходимой для взятия и
удержания власти в борьбе с объединенными силами многовекового
богатства и насилия всех стран. Вторая – угрозой начала войны и
сверхусилиями, затратами вызванными подготовкой к ней). Потери
материальные, человеческие и структурные в результате войны несравнимо
большие, чем у Запада. К тому же не было за спиной такого
финансово-технологического потенциала, разросшегося во время войны, как
у США (для нас был не план Маршалла, а более того, необходимость не
только восстанавливать полстраны, помогать другим, но и противостоять
постоянной (и растущей с опережением - ?!) военной мощи США. Т.е.
опять, как и во время подготовки к войне, появилась жестокая
необходимость полной концентрации ресурсов, власти и напряжения всех
сил. Т.о. произошел очередной, четвертый, экономико-политический
коллапс, усиленный, сцементированный идеологическим коллапсом,
рожденным «холодной» войной (американск4ий аналог – маккартизм) и
переросший в пятый, вызванный борьбой за военный паритет по существу со
всем Западом. Это была борьба, рожденная и вдохновленная страхом
повторения неподготовленности к войне и невероятных жертв. (Герой
одного их кинофильмов говорит, выражая мысль, пожалуй, большинства: «Да
если бы я знал, что Красной Армии чего-то не хватает – последнее отдал
бы») Забыв однако, что тогда и защищать не захотели бы – что и
произошло после 1988 года). И это на фоне колоссальной усталости
народа, и, прежде всего, женщин, от титанических, жертвенных усилий
предвоенных, военных и восстановительных лет (на фоне навязанной США
ракетно-атомной гонки). Отсюда самые широкие рассуждения – я работал
(а)…так пусть хоть дети немного погуляют. Еще наработаются. Пошла
генерация потери трудолюбия и инфантилизма. По существу, страна
надорвалась. (Не говоря, конечно, о качестве руководства на всех
уровнях, обусловленного гибелью на войне лучших людей и отбором в
условиях постоянного коллапса). Эта, по существу, непрерывная цепь,
объективно диктуемых и потому оправданных, коллапсов (социальных
сжатий), привела не только к структурной фактической консервации
государства, но и практически, что еще хуже, к утрате стратегически
верной перспективы развития социализма в умонастроении народа, науки,
управления, да и всей прогрессивной мировой общественности. Так,
например, забыто совершенно, что диктатура – это только переходной, но
объективно необходимый в условиях информационного, экономического и
военного преобладания капитализма, I-й шаг социалистического
строительства. Диктатура из тактического (средства) превратилась в
стратегическое, в структурное окончательное и политико-идеологическое
средство, не только не свойственное идее социализма (социализм – это
творчество масс, подчеркивал В.И.Ленин), но и подрывающее основы и
роста, и восприятия его. Потеряв демократическую составляющую
(демократического централизма) диктатура переросла в тоталитаризм,
причем не только в реальности и в умонастроениях, но более того, для
абсолютного большинства, в синоним социализма. Тем более «оправданный»,
что советская структура, сформировавшись в объективно оправдывающих
условиях (и с другим кадровым наполнением), экспортировалась такой и
только такой. Хотя нельзя не отметить опять-таки отсутствие
объективных внешних и внутренних условий демократизации,
децентрализации в, как правило, бедных странах, пытающихся строить
общественную жизнь на сокращении неравенства, на более гуманных
принципах. Это вызывает раздражение, экономическую и технологическую
изоляцию и активное сопротивление, владеющих ресурсами сил, внутри и
вне страны. (Попытка С.Альенде пройти путь становления социализма
демократическим путем привела к жестокому поражению). Но для
дальнейшего строительства, нормального развития социализма абсолютно
необходимо социальное обеспечение самого полного участия всех и
каждого, вплоть до школьника и пенсионера в гражданском
социалистическом строительстве. (Однако эта задача, хотя и была
заявлена – «активная жизненная позиция» - но не была ни осознана до
конца, ни тем более обеспечена. В частности, мы имеем в виду
необходимость ее социального обеспечения и создания соответствующей
инфраструктуры, разработки специальных социальных механизмов,
совершенно необходимых для инициативной деятельности). В результате
– правых (антисоциалистов, националистов) изгоняли, сажали, а левых,
стремящихся развивать и достраивать социалистических структуры, лишили
возможности не только действовать, но и публиковаться. И если правые
получили всестороннюю колоссальную поддержку Запада (Нобелевские
премии, высокая обеспеченность личной жизни, высокооплачиваемые лекции,
многомиллионные тиражи и реклама их идей с помощью телерадио на весь
мир), то левые идеи и разработки остались неизвестными даже собственным
гражданам, левым политикам. И еще накладка, стратегическая ошибка –
стремление к экономическому равенству в условиях фактического
отсутствия обучения коллективному труду, социалистическому отношению к
коллективной собственности и постепенной утраты бескорыстных стимулов
(начатой в результате политики Хрущева), что привело к извращенному
пониманию равенства, как уравниловки. Не были решены ряд принципиальных, структурно и идеологически крайне важных моментов и противоречий:
- противоречие между государственной, общественной собственностью и
личной (индивидуальной) инициативой, чувством хозяина предприятия,
страны, социалистического обеспечения активной и гуманной жизненной
позиции. (Система работы с огромным количеством идей,
разработок, генерируемых благодаря великолепной советской системе
образования и инициации новых идей, не только не справлялась
количественно, но и организация, технология работы с ними не позволяла
осваивать глубину, принципиальную новизну, сложность, инициативность
того нового, что предлагали советские люди. Генерируемые в
индивидуальной голове результаты, требовали поддержки коллектива,
предприятия, руководства и общественности страны. Но они не были готовы
адекватно воспринимать огромный спектр идей. Что, в частности, показал
и опыт автора, разработавшего технологию закаливания организма
(получила высокую оценку акад. Н.Амосова и акад. А.Шалимова ), системы
формирования и развития нравственности, работы с новыми идеями и их
авторами (в начале разработки ее высоко оценил акад. В.Глушков),
методологию стратегического, качественного прогнозирования и
проектирования систем. С колоссальным трудом и многолетней потерей
времени «пробивал» их в жизнь - из-за отсталости (и, конечно,
обюрокраченности – но не это главное) существующей системы, так и не
успев довести их до реализации в советское время. Средства, необходимые
для реализации, были в руках общества – и это замечательно – но личная
инициатива должна быть во-время и справедливо оценена! – Примечание сделано сейчас, по просьбе читавших).
Система сохранения и активизации новых идей (САНИ), разработанная в
Кибцентре (методология, структура, технология и механизмы) по нашему
убеждению дает эффективное решение, необходимое для снятия этого
противоречия; - противоречие между плановой загрузкой, его
ресурсным обеспечением, (которое, в условиях противостояния со всей
накопленной веками мощью Запада, тоже давалось с трудом, не оставляя
почти ничего для рисковых, не поддержанных коллективами, администрацией
действий) и инициативной деятельностью на всех уровнях. Система САНИ
также создает принципиально иную ситуацию для всестороннего
рассмотрения, обеспечения новационной и инициативной деятельности
каждого и любого; - не найден социалистический механизм
осуществления социалистической демократии в условиях высокой сложности
социальных, научно-технических процессов, дающий реальную возможность
каждому быть хозяином страны, служить Родине, социализму, а не
региональной бюрократии. Система САНИ, методологически и организационно
включающая в свою деятельность широчайший круг специалистов и
энтузиастов, дает такую возможность и, более того, способна
сформировать механизм и структуру социального интеллекта; - не была
решена ни методологически, ни структурно, несмотря на многократные
интересные (Макаренко, Сухомлинский, …) и формализованные (Кодекс
строителей коммунизма, ударники коммунистического труда) попытки,
придушенные, в частности, и гербартовской концепцией воспитующего
обучения, проблемы воспитания и развития коммунистической
нравственности (основанной на бескорыстии, коллективизме,
коммунистической инициативе и самодеятельности, равенстве, заботе обо
всем живом) делом, а не словом (все более формальным), коммунистическим
делом. И хотя, в целом, на основе послереволюционного энтузиазма,
предвоенного, военного и послевоенного напряжения, сознания
необходимости высокого и бескорыстного труда в деле воспитания,
нравственного развития были получены многие высоконравственные
результаты и массовые ростки, но системы, со своей структурой и
методологией, создано не было. Ни одна организация в стране не несла
ответственности за воспитание, нравственной развитие (ни ЦК, где был
только отдел агитации и пропаганды, а о воспитании они не имели и
малейшего понятия, ни Министерство культуры, ни школа, ни профсоюз –
школа коммунизма, но никакого коммунистического действия). В лучшем
случае, выполняя эту важнейшую, ключевую для нормального развития
социализма работу косвенно, через произведения культуры и систему
идеологической подготовки, обработки и развития, по существу
сводившуюся к словесному многократному повторению социалистически
сориентированных фраз (воспитывающему обучению)*. Тем более, что
рост новых поколений шел в условиях нормальной, мирной жизни, не
требовавшей так жестко (а то и жестоко), как раньше, полной самоотдачи.
Отсутствие методологии и инфраструктуры нравственного развития привело
к тому, что вместо расширения сферы и неэкономических стимулов, и
обеспечения их эффективного функционирования, «совершенствование»
социализма шло по * Конечно, в деятельность и пионерской, и
комсомольской организаций входила, в явной и неявной форме, задача
формирования у детей и развития у молодежи советского мировоззрения. Но
тимуровские ростки инициативной коммунистической деятельности не
получили развития, массового «использования», доходящего до
большинства, до каждого. Не говоря о необходимости такой деятельности
на протяжении всей жизни. И хотя было провозглашено, что «Профсоюзы –
школа коммунизма!», но эта задача теоретически не развивалась и
практически не решалась. В частности, попытки автора опереться на эту
формулу при составлении планов социального развития Института
кибернетики в 80-х годах были отвергнуты. Попытка формирования
активной жизненной позиции, не обеспеченная информационно,
организационно и технологией такого действия, такой жизни, оказалась
неудачной, бросив практически социально безоружных отдельных
энтузиастов на мощные укрепления бюрократов (а, видимо, и
антисоветчиков). Формула, нравственный принцип «ДЕЛАЙ ДРУГОМУ ТО, ЧТО
ТЫ ХОЧЕШЬ, ЧТОБЫ ДЕЛАЛИ ТЕБЕ», хотя и стала (правда не осознано)
руководством в жизни всех советских людей, тем не менее, не стала
всеобъемлющей, всеохватной, распространенной на все сферы жизни (сноска сделана сейчас). пути
их вытеснения и все большего расширения экономического стимулирования,
особенно в сознании большинства, и становлению только такого
стимулирования, что привело к постепенной утрате социалистической
ориентации экономической сферы. Кстати, не кажется ли Вам, что
преимущественное (а то и исключительное) занятие экономической
деятельностью большинства населения Запада, отдача ей всего основного
количества времени, интересов, душевных и интеллектуальных сил угнетает
и оскверняет дух, обкрадывает интеллектуальный и нравственный потенциал
народов. У нас, и в этом, согласитесь, что-то есть, большинство было
«экономически» свободно в после рабочее время. Видимо, мера нарушена в
обоих случаях!? К сожалению, статьи, одна из которых была написана
еще в конце семидесятых, а вторая в начале 1986 г. (перед Чернобылем),
так и не удалось опубликовать, несмотря на многократные и многолетние
письма и визиты в очень многие инстанции: от ЦК КПСС и КПУ до различных
журналов и газет, докторов и кандидатов философских, исторических и
педагогических наук. И последнее из того, что хотелось, как
важное, нерешенное. Здоровье по социалистически. Т.е., физическая
культура, а не спорт, воспитывающий конкурентное отношение ко всему и
ко всем, подрывающий, эксплуатирующий здоровье вместо его созидания.
Заметьте, и на Западе, насколько мне известно, так и не создали сети,
или их совсем нет, институтов здоровья. А у нас, в Киеве, единственный
в Союзе (или в мире -?) Институт проблем физкультуры, закрыли после
Чернобыля. Рукопись книги «О закаливании организма», поддержанная
акад. Н Амосовым, в которой впервые сделана системная и конструктивная
разработка проблемы закаливания, в том числе и ее социальных аспектов,
на основе специальной методики (закаливания), разработанной автором и
проверенной, в частности, и на себе с 1953 г., была готова еще в 1972
г. В ней заложены, а за эти годы развиты, основы системы здоровья на
базе гармонии специальной системы физических упражнений (зарядки),
закаливания, творческой и активной нравственной деятельности,
сотрудничества (т.е. в социальном и физиологическом смыслах). Все
здесь упомянутое развито весьма основательно и очень нужно
идеологическому и практическому активу левых сил. Если Вам эти
направления покажутся важными, я готов ознакомить Вас с ними более
основательно.
Владимир Иванович Джелали
по материалам Русский Мир.Украина
|