История появления хорошо известного в Европе понятия «банковские каникулы» берет свое начало с 1871 года, когда в Великобритании был принят Акт о банковских каникулах. Он устанавливал четыре дня в году, когда банки прекращали свою работу. Обычно это были дни больших церковных праздников. К концу XIX века банковские каникулы стали привычным праздником в Великобритании и странах Содружества, неофициальным государственным праздником в Ирландии, а в ХХ веке такой обычай распространился на страны континентальной Европы.
В этот день банки закрываются, население освобождается от работы либо работникам оплачивается определенная сумма за эти дни в зависимости от их контракта. В европейских странах набор дней, которые принято делать банковскими каникулами, примерно один и тот же: Рождество Христово, первый день Пасхальной недели, какие-то другие праздники (преимущественно церковные). В Европе, однако, переживающей глубокий упадок христианства, многие сегодня уже не говорят о Рождестве Христовом, а используют термин «банковские каникулы». Хотя банки в эти дни закрыты, но магазины, рестораны, увеселительные учреждения работают на полную катушку.
А вот в Америке выражение «банковские каникулы» навевает другие воспоминания. В начале 1933 года в Белый дом пришел новый президент Франклин Рузвельт. Это был разгар экономического и банковского кризиса. В свой первый рабочий день 4 марта 1933 года Рузвельт подписал указ, который вводил 4-дневные банковские каникулы. На этот период времени 14207 банков США (федеральных и местных) полностью прекращали свои операции – депозитные, кредитные, расчетные и прочие. Целью указа было остановить банковскую панику и набеги клиентов на банковские учреждения. Так был создан прецедент использования одного из самых радикальных средств борьбы с банковскими кризисами.
И вот 29 июня правительство Греции своим распоряжением объявило банковские каникулы до 6 июля. Только речь идет не о тех банковских каникулах, которые приурочиваются к большим праздникам и ассоциируются с весельем и отдыхом. В Греции эти каникулы, вызванные долговым и банковским кризисом, создают атмосферу уныния и острого беспокойства.
Переговоры Греции с международными кредиторами в последние недели ничего не принесли, вероятность дефолта росла с каждым днем. Отток вкладов из греческих банков и отток капитала из страны увеличивался. Общий объем снятых денежных средств с 19 июня по 21 июня включительно достиг 2 млрд. евро. Греческие банки в третьей декаде июня ввели неофициальный лимит на объем дневного снятия наличных в 3 тыс. евро. Во время последних выходных (27-29 июня) банкоматы были полностью опустошены. Панику в Греции несколько сдерживал Европейский центральный банк (ЕЦБ). Он поддерживал греческие банки в рамках программы экстренного предоставления ликвидности (Emergency Liquidity Assistance, ELA), причем несколько раз повышал лимиты кредитования: 17 июня на 1,1 млрд. евро и 19 июня еще на 1,8 млрд. евро. В результате совокупный объем финансирования в рамках этой программы для Греции приблизился к 86 млрд. евро. В Брюсселе и в Берлине, где сидят ярые противники продолжения поддержки греческих банков, высказали опасения, что получаемые кредитные ресурсы используются греческими банками для покупки новых порций долговых бумаг Казначейства Греции.
Решение правительства о банковских каникулах, как сообщают газеты, было продиктовано тем, что Европейский центральный банк отказался от продления программы помощи греческим банкам. Такой отказ может создать дефицит ликвидности. На период до 6 июля введено ограничение на снятие наличных со счета: можно снимать не более 60 евро в сутки. Ограничения не коснутся держателей карт иностранных банков. Правительство запретило также международные переводы средств, за исключением жизненно важных и уже получивших одобрение коммерческих сделок.
Премьер-министр Алексис Ципрас заверил сограждан, что средства на депозитах банков гарантированы и не пропадут. Для того чтобы минимизировать негативные последствия правительственного распоряжения на туристическую отрасль, правительство подготовило специальный пресс-релиз, в котором подчеркивается, что распоряжение не распространяется на иностранных туристов.
Важно понять, какие действия собираются предпринять власти в период действия этих вынужденных банковских каникул, для того чтобы после 6 июля набеги на греческие банки не возобновились. Отметим, что в марте 1933 года правительство США за несколько дней банковских каникул успело принять ряд экстренных мер, которые защитили банки от набегов после окончания действия каникул. Никакой информации о действиях греческих денежных властей в период каникул нет. Все говорят о том, что банковские каникулы приурочены к референдуму, который намечен на 5 июля и должен выявить отношение граждан Греции к предложениям международных кредиторов (свое согласие или несогласие с этими предложениями).
Сам по себе референдум, независимо от его результатов, банковскую систему страны не стабилизирует. Если условия кредиторов будут отвергнуты, это почти автоматически ведет к исключению Греции из зоны евро. А если она окажется за пределами зоны евро, то ей понадобится национальная денежная единица. Скажем, новая драхма. Однако в одночасье удовлетворить потребности страны (экономики и граждан) в новой валюте Центральный банк Греции будет не в состоянии. Никакой информации о подготовке к такому переходу пока не появлялось.
Если же народ поддержит предложения международных кредиторов, то такая поддержка будет иметь мало смысла. По той простой причине, что она будет зафиксирована после 30 июня – крайнего срока, когда Афины должны сделать платеж в размере 1,6 млрд. евро в порядке погашения долга перед МВФ. Директор фонда Кристина Лагард заявила, что грядущий референдум не будет иметь никакой юридической силы, так как он состоится уже после истечения срока погашения кредита.
Неуплата долга перед МВФ будет означать, что с 18 часов 30 июня по вашингтонскому времени Греция окажется в состоянии дефолта. Это приведет к тому же результату – автоматическому исключению страны из зоны евро и неизбежности введения национальной денежной единицы.
Добавим, что действие правительственного распоряжения о банковских каникулах может быть продлено после 6 июля. Либо же появится какой-то другой, более масштабный правительственный документ. Можно не сомневаться, что будут сохранены и даже усилены ограничения на вывод капитала из страны. Благо Афинам в этой части есть с кого брать пример. Когда на Кипре в марте 2013 года разразился банковский кризис, одной из мер смягчения кризиса стало решение о резком ограничении вывода капитала из страны. Ограничения были отменены лишь в апреле 2015 года.
Эксперты не исключают также, что средства на банковских счетах физических и юридических лиц, номинированные в евро, будут конвертироваться в новую греческую драхму. Здесь сразу возникает множество вопросов: будет ли эта конвертация добровольной или принудительной? По какому курсу может происходить конвертация? Какими средствами правительство рассчитывает стабилизировать курс драхмы? И так далее. Многие справедливо полагают, что в условиях дефолта драхма будет «падающей» валютой и удержать ее курс будет крайне сложно.
Даже если после 6 июля Центральный банк Греции начнет выпускать новую драхму, для перехода на выпуск национальной денежной единицы потребуется, по самым оптимистичным оценкам, несколько месяцев. Греки смогут увидеть новую драхму в лучшем случае в конце текущего года. Какими деньгами греки будут пользоваться летом и осенью – большой вопрос.
|