Положение Ливии сегодня характеризуется полным отсутствием признаков государственности. Страна погрузилась в междоусобную войну и распалась, часть территории захвачена отрядами «Исламского государства» (ИГ). На саммите Африканского cоюза в Йоханнесбурге в качестве ливийского руководителя принимали премьер-министра аль-Тани, но говорить о том, что он управляет Ливией, было бы насмешкой. Хотя правительство Абдуллы аль-Тани признано большинством других государств в качестве «законного», но оно находится в Тобруке - в тысяче километров от столичного Триполи, и даже там оно ничего не контролирует. В феврале резиденцию главы парламента Сахала Иссы бомбили боевики ИГ, а в мае премьер-министр аль-Тани случайно выжил после покушения на его жизнь.
В Триполи действуют параллельные органы власти, которые, впрочем, также контролируют лишь отдельные куски территории бывшей Ливийской Джамахирии. Всего в Ливии сейчас пять конкурирующих «правительств», но ни одному из них не под силу прекратить всеобщее насилие и установить контроль над положением. С тех пор как в 2012 году, когда очередные временщики, объявившие себя «правительством», официально разрешили формировать вооруженные бригады, их число постоянно растёт. Теперь в Ливии имеется несколько параллельных армий и полиций. Оружие, оставшееся со времён М.Каддафи уже разграблено, но каналы поступления в Ливию оружия из-за границы, включая тяжелое вооружение и боеприпасы, действуют бесперебойно. И это несмотря на существование оружейного эмбарго. (1)
Так как экономика Ливии на 90% зависит от продажи нефти, продолжается кровопролитная борьба за владение месторождениями, трубопроводами и портами. В западной части страны коалиция «Рассвет Ливии», захватившая столицу Триполи и его окрестности, объявила о создании «правительства национального спасения» (после чего премьер аль-Тани и его правительство бежали на восток Ливии). Установив контроль над Триполи, «Рассвет Ливии» начал проводить крупную военную операцию в районе проживания племени варшафана в целях расширения своего контроля над территорией. Интенсивный обстрел районов Азизия и Сувани в течение нескольких недель привёл к бегству оттуда более 120 тысяч жителей. Контрнаступление группировки «Зинтани», начатое с целью не допустить продвижение «Рассвета» к городу Зинтани, привело к гибели множества людей и массовым перемещениям населения. Результатом боёв в районе нефтедобычи уже стало закрытие портов загрузки нефтепродуктов в аль-Сидра и Рас Лануфе и уничтожение семи из девятнадцати имевшихся в Ливии нефтехранилищ. На востоке Ливии продолжаются вооруженные столкновения между группировкой «Достоинство», в состав которой входят в основном военнослужащие ливийской армии, преданные генералу Х.Хафтару, с одной стороны, и революционным Советом в Бенгази (исламисты) – с другой.
Специфическим для положения Ливии является объявление части её территории «Исламским государством». Совет исламской молодежи (шура) в Дерби уже присягнул на верность ИГ (2), позиции которого постепенно укрепляются (укрепляются настолько, что в феврале египетская авиация нанесла массированный удар по позициям ИГ в Ливии).
А что же ООН? Ведь именно Совет Безопасности ООН принял резолюции 1970 и 1973, послужившие оправданием агрессии НАТО против Ливии. Затем последовали ещё две резолюции СБ ООН, также не способные покончить с ливийским кризисом. Например, резолюция 2214 о продлении санкций в отношении ряда членов террористических организаций была принята одновременно с публикацией доклада группы экспертов СБ ООН по Ливии, в котором говорилось, что режим санкций неэффективен и никак не препятствует незаконной торговле нефтью и торговле оружием. (3) Положения другой резолюции за номером 2215 выглядят вообще беспомощными: «Совет Безопасности напоминает правительству Ливии, что вооружения и связанные с ними материальные средства, включая соответствующие боеприпасы и запасные части, поставляемые, продаваемые или передаваемые правительству Ливии в рамках оказания ему помощи в области безопасности или разоружения, не должны перепродаваться, передаваться или предоставляться для использования сторонам, не являющимся обозначенными конечными пользователями».
Особо следует отметить роль Международного уголовного суда (МУС). Это учреждение во время подготовки и проведения операции НАТО против Ливии в марте 2011 года открыто выступило в качестве орудия войны. Изданный МУС ордер на арест М.Каддафи стал юридическим обоснованием войны. Несколько дней назад в СБ ООН состоялось очередное рассмотрение деятельности МУС в Ливии. Стало известно, что Международный уголовный суд начал новое расследование в отношении «Исламского государства». Однако прежние, уже начатые дела оказались в подвешенном состоянии. Ни Сейф Каддафи, ни аль-Сенусси (бывший министр государственной безопасности при М.Каддафи) до сих пор в МУС не переданы, а сам МУС никакой инициативы в этом плане не проявляет. Изображая попытки требовать выдачи Сейфа Каддафи в Гаагу, суд отказался от дальнейших требований в отношении аль-Сенусси.
Уже нет сомнений в том, что ни западное большинство в Совете Безопасности ООН, ни Международный уголовный суд на самом деле не хотят передачи дела Сейфа Каддафи в Гаагу. И причина этого достаточно очевидна. Дело против Сейфа Каддафи не имеет никакой доказательной базы. Передача этого дела в Гаагу даст возможность сыну Муаммара Каддафи рассказать на весь мир о преступлениях, которые творил Запад в отношении Ливии.
Единственной страной, которая критически отозвалась о деятельности МУС в Ливии, стала Россия. Представитель РФ в СБ ООН заявил: «Обстановка в Ливии после разрушения ее государственности в 2011 году продолжает оставаться источником многочисленных угроз. Достаточно упомянуть расцветший пышным цветом терроризм, незаконный оборот оружия, а теперь еще и разросшийся до пугающих масштабов криминальный бизнес по переправке через акваторию Средиземного моря мигрантов. Процесс распада зашел настолько далеко, что ливийский конфликт стал постоянно пульсирующей «огненной точкой» на мировой карте политической нестабильности». (4)
(1) «Специальный доклад Генерального секретаря ООН о стратегической оценке присутствия Организации Объединенных Наций в Ливии» // Документ ООН: S/2015/113.
(2) Доклад Генерального секретаря о Миссии Организации Объединенных Наций по поддержке в Ливии // S/2015/144.
(3) Окончательный доклад Группы экспертов, учрежденной в соответствии с резолюцией 1973 (2011) // S/2015/128 [Группа считает, что механизм обращения с запросами на предмет распространения санкций на суда является неэффективным и что его следует пересмотреть. Кроме того, Группа пришла к выводу, что объектом незаконного вывоза является не только сырая нефть, но и ее производные, а это, скорее всего, послужит финансированию происходящего конфликта.]
(4) См. стенограмму заседания СБ ООН от 12 мая 2015 года // Документ ООН: S/PV.7441