Россия: Случай на уроке истории. -
Ох, бабуля, так много задают уроков на дом! – пожаловался Петров своей
бабушке, отправляясь в школу. - Задание по истории не успел выучить,
наверное, двойку схлопочу. - А чего вам там по истории-то задали, - сочувственно спросила бабуля. - Задали читать «Культура современной России». - Какая, внучек, к бесу культура?! – махнула рукой бабуля. – Живем как в Содоме и Гоморре. - Может, не спросят сегодня меня, пронесет, - сказал напоследок Петров и вышел из дома. Но не пронесло.
- Петров, иди к доске. -
Петров, лениво переваливаясь, пошел к доске. В глазах печаль. Лицо
сморщилось, как будто только что этим лицом в дерьмо ткнули. - Ну, Петров, давай, рассказывай. - Чего рассказывать-то? – спросил Петров, оттягивая время своей погибели. - Рассказывай о культуре современной России.
Петров
вдруг вспомнил слова бабули: «Какая, внучек, к бесу культура?!... » «А,
была, не была! – подумал он. – Пропадать так с музыкой!»«А, была, не
была! – подумал он. – Пропадать так с музыкой!» - Какая к бесу культура?! – выпалил Петров. – Живем как в Содоме и Гоморре.
Класс резко оживился. Учитель уперся удивленным взглядом в Петрова, приподнял даже очки на лоб. - Содом и Гоморра, говоришь? – придя в себя, переспросил учитель. – А что ты знаешь о Содоме и Гоморре? -
Их там Бог наказал за грехи… Он облил эти города серой и поджег, - не
совсем точно припомнил Петров рассказ бабушки. – Короче, стер их с лица
земли. - А может ты, Петров, расскажешь нам, за какие грехи стер Бог эти два города, - спросил учитель с солидной долей иронии. Петров
напряг мозги. «Раз мы живем как в Содоме и Гоморре, - подумал он, - то и
грехи наши сегодня должны быть похожи на грехи жителей этих древних
городов». - Ну, хоть один грех ты можешь вспомнить? – поторопил Петрова учитель.
-
Развратились они там все, стыд всякий потеряли! – Петров обрел немного
уверенности. – Мужеложством занимались. Геи Гей-парады устраивали, -
Петров вспомнил Борю Моисеева и добавил, - на сцене пели. - Так, так, дальше, - улыбнулся учитель той улыбкой, которой хотят сказать: «Мели, Емеля, твоя неделя».
-
А дальше… справедливости у них там не было. Начальники соревновались,
кто больше украдет. Олигархов там развелось! И везде проститутки,
проститутки... И оборотни. – Петров распалялся все больше и больше, на
него нашло вдохновенье. – Дума там плохая была. Все места там расхватала
одна партия, в которой много было жуликов и воров. - Так, - уже без иронии такнул учитель.
Петров этот «так» учителя воспринял, как одобрение и его понесло дальше: -
И выборы у них там были нечестные. Побеждала всегда одна партия
«Единая... - Петров осекся. Немного подумав, выпалил: «Единая Гоморра». В
знак протеста, народ шел на болотные места митинговать. - Почему на болотные-то? – спросил учитель. - А их гоморровские начальники на другие места не пускали. Полицию и омоновцев везде выставили с дубинками. Совсем обнаглели!
Класс
притих. Все, раскрыв рты, слушали эмоциональную речь Петрова. У учителя
сошла с лица ирония, и он уже слушал Петрова с нескрываемым интересом: - Так, так... -
Пьянство сплошное там было, целые деревни спивались, наркомания… Людей
воровали, дети пропадали. Рабство там было. Маньяки разные расплодились,
педофилы. – Петров набрал скорость и не собирался тормозить. Щеки его
от возбуждения покрылись румянцем, глаза заполыхали праведным гневом. –
Рабочим, врачам платили мало, – Петров посмотрел на учителя, – а
учителям вообще нищенскую зарплату давали. - Да, да… – задумчиво
сказал учитель, - зарплата действительно нищенская. - Он смотрел
застывшими глазами куда-то в мысленную даль, углубившись в свои думы.
Вдохновленного Петрова понесло дальше: -
Пенсии были мизерные, а в магазинах было все дорого. Нищих много было. А
еще нефти было у них много, а бензин был дорогой. Начальники нефть и
газ в другие страны продавали, а деньги прикарманивали. Совсем
обнаглели!..
- Стоп, стоп! – спохватился учитель. – Бензина и
газа в Содоме и Гоморре не было. Это ты, Петров, немного переборщил.
Достаточно, садись. Учитель поставил оценку в дневник и протянул его Петрову. Петров сел, открыл дневник ... там стояла жирная пятерка.
После урока, учитель подошел к Петрову и тихо сказал: - Завтра расскажешь мне о культуре современной России. Учи, иначе пятерку исправлю на двойку.
http://www.yaplakal.com/forum7/topic383449.html
А так живут "на сытом и благословенном Западе":
Британские студенты все чаще вынуждены идти на панель. Все больше британских студентов начинают заниматься проституцией, чтобы оплачивать обучение в вузах, сообщает Национальный союз студентов Великобритании (NUS).
По данным этой организации, в поисках дополнительного заработка
студенты также приобщаются к азартным играм и участвуют в различных
медицинских экспериментах.
На такие крайние меры молодых
людей толкают растущие цены на жилье, питание, повышение платы за
обучение и одновременно урезание государственных студенческих пособий,
уверены эксперты.
"[Чтобы продолжить образование] студенты
пускаются в очень опасные предприятия. В нынешней экономической
ситуации, когда очень трудно найти работу, а государство значительно
урезает размеры поддержки студентов, молодые люди ищут альтернативные
способы заработка – в секс-индустрии, например", - говорит сотрудница
NUS Эстель Харт. http://www.bbc.co.uk/russian/uk/2011/12/111214_uk_students_prostitution_work.shtml
А вот "добро пожаловать в реальность"
Про «МОУ СОШ» О современном учительстве - картинки из жизни нашей школы:. О
качестве будущих педагогов-математиков могу судить, поскольку
преподавал вычислительную математику и программирование на
педагогическом потоке матфака ОмГУ. Об остальных педагогах могу субъективно судить по 5-летней работе в школе.
Учительница физики читает детям параграф из учебника. Учительница физики с трудом считает процент от числа. Дети сами в классе читают параграф из учебника. Учительница детям 9-го или 10-го класса грубым голосом: «Закрыли рррты!!!». Учительница литературы полненькой провинившейся девочке, не стесняясь рядом стоящего меня : «Разъеласььь!!!».
Такое отношение к детям, скорее правило, чем исключение.
Наименование
школы в вестибюле: «Действующая модель адаптивной школы». Семантики
этого предложения я так и не понял, но КРАСИВО же звучит!!!
Подавляющая часть педагогов может лишь ретранслировать знания из определенного учебника и, к сожалению, не более того.
О школьных программах и предметах.
«Вылаживайте...» - сказала мне молоденькая кассирша в супермаркете.
Они перегружены и усваиваются лишь отдельными учащимися. Русский
язык в школе преподается так, как если бы ветеринаров обучали, как
разделывать туши животных, а не как животных холить и лелеять. Предметы
не де-юре, но де-факто делятся на важные (математика, русский), т.е.
те, которые сдаются на экзаменах, и вспомогательные (физкультура,
информатика, мировая культура и т.п.). Учащиеся чувствуют отношение
школьного руководства к предметам и соответствующим образом к ним
относятся. Стены будущих знаний строятся на дырявом или полностью
отсутствующем фундаменте. Что могут понять ученики в квадратном
уравнении, если они НИЧЕГО не могу сказать о линейном. Они ВООБЩЕ не
могут сформулировать, что такое уравнение. Более того, они (*) вообще ничего не могут сформулировать.
О кабинетной системе.
«Цыгане шумною толпою...»
Я
учился в другой школе. У меня была СВОЯ парта!!! Я знал каждый ее
гвоздик. И она находилась в МОЕМ классе, и когда я шел на перемену, мне
не приходилось брать с собой все свое имущество. Преимущества
кабинетной системы, возможно, заключаются в различии бородатых дядь и
схем, висящих на стенах, но, на мой взгляд, эти дяди и схемы не
работают. А в современных условиях, когда компьютер, проектор и
интерактивная доска уже не роскошь, а средство обучения (если не колоть
ими орехи), а весь багаж учителя может уместиться к кармане брюк, а
чаще, к сожалению, в кармашке дамской сумочки, устраивать кочевья
школьников из класса в класс - бессмысленно.
Информационные технологии и школа.
Чукотка
в оснащении вычислительной техникой, похоже, «впереди России всей». В
нашей школе компьютеры почти в каждом кабинете, общая сеть на три
школьных корпуса, три интерактивных доски, изрядное количество
проекторов. Но, картинка 1: Малый педсовет. Все, и руководство в
т.ч., пришли в с листочками с выписанными оценками и тетрадями. Каждый
классный руководитель перечисляет потенциальных двоечников, хорошистов и
отличников, проговаривая проблемные предметы и учителей их ведущих.
Руководство записывает эти сведения в свою тетрадку, учителя предметники
- в свои. ИКТ не просто отдыхают, они - мертвы и плохо пахнут.
Картинка 2: Большой
педсовет по итогам четверти. Завуч по уч.работе делает доклад. Очень
красочная, но малосодержательная презентация, диа и гистограммы самых
разнообразных типов и цветов. Вся информация, имеющаяся на слайдах,
повторяется голосом вживую(!!!). Анализ, с точки зрения анализа,
ничтожен - чистое искусство ради искусства. В школе пытался внедрить
(пробовал на себе) и Net-школу и 1С-Хронограф. Дважды переносил списки
учащихся из Word'овских разношерстных таблиц в Excel, где можно делать
произвольные выборки и сортировки, переводить из класса в класс и из
года в год, но все впустую. «Это сложно» - был ответ директрисы. И я
почти успокоился... До позапрошлого года в школах была ставка
замдиректора по ИТ, как она использовалась - вопрос отдельный и
интересный. В настоящий момент этой ставки нет. Проблему «ИТ и школа»,
похоже, решили (см.выше). Судя по публикациям и обсуждениям темы ИТ
на сайтах, имеющих к школе отношение, см. например сайт с претенциозным
названием «Сообщество творческих учителей» www.it-n.ru , положение в других региона не лучше.
Об экзаменах.
В
информационный век запрещать детям пользоваться на экзамене
калькуляторами и справочниками - нонсенс!!! Экзамены, на мой взгляд,
должны быть приближены к нашей объективной реальности. Принимая
экзамены в Омском госуниверситете по курсу вычислительной математики, я
разрешал пользоваться студентам абсолютно всем (двое парнишек притащили
однажды даже компьютер) и каждый получал своё.
О современных технологиях в обучении.
В
основном ДМТ (доска, мел, тряпка) или ДФГ (доска, фломастер, губка). Да
есть проекторы и даже интерактивные доски, но они используются (*), в
основном, для демонстрации элементарных презентаций и, изредка, фильмов. Инструментальные
средства типа «Живая Физика и Геометрия», «Математический конструктор»,
«Cinderella», «wxMaxima» (близки мне и часть из них школьникам
демонстрирую) не используются. Где школьные фильмы типа BBC «Дикий
мир», где уроки словесности с Ираклием Андрониковым или учителем Ильиным
и все прочее, что можно оцифровать и выложить на образовательные
региональные сервера - УВЫ!!! Читал, что в Томске (хвала их мэру)
школы закольцованы оптоволокном и сотрудники школ имеют перемещаемый
профиль по городу (это когда ты садишься за компьютер в любой школе или
управлении образования, вводишь свой логин и пароль и работаешь как за
своим компьютером) и имеют доступ к многотеррабайтному хранилищу
образовательных ресурсов. Но это скорее исключение. Сейчас
практически у всех детей школы есть дома компьютеры и у подавляющего
большинства - выход в Интернет. И этот ресурс (в образовательном плане)
используется только для скачивания рефератов и отвлечения школьников от
процесса обучения (Lineage и прочее). А что будет со школьной системой когда анонсируемый Международным проектом "One Laptop Per Child" компьютер http://hi-tech.mail.ru/news/item/4000/ станет реальностью?
О проверке домашних заданий.
По
крайней мере в математике она бессмысленна, поскольку кто не хочет
работать спишет а) у товарища, б) с решебника (otvet.ru, если нет
книги), в) решение выдаст nigma.ru. О хозяйственном, вернее
бесхозяйственном, женском управлении школой я вообще молчу, но сердце
плачет (оба деда раскулачены были...).
За сим учитель информатики МОУ СОШ №1, г. Анадырь, Целищев Валерий Аркадьевич
_____________________________
Примечания автора.
* За редким исключением.
Материал 3-х летней давности. Теперь техники в школе стало больше, а толку от нее еще меньше.
http://www.za-nauku.ru//index.php?option=com_content&task=view&id=5112&Itemid=31
|