Количество экстремистов в России в прошлом году выросло более чем в полтора раза по сравнению с 2009 годом. Такие данные вчера озвучил замглавы Верховного суда Анатолий Петроченков. Политологи связывают это с приближением электорального цикла, однако юристы указывают, что положение вещей с такими преступлениями в действительности может быть гораздо хуже.
«Число осужденных в 2010 году выросло по сравнению с 2009 годом на 55,2%, с 2008 годом — на 7,1%», — заявил вчера зампред ВС Анатолий Петроченков, выступая в Ессентуках на совещании с главами верховных судов регионов Северного Кавказа (цитата по РАПСИ). По данным судьи, в прошлом году в целом по стране по делам экстремистской направленности были осуждены 613 человек.
Эти цифры говорят не столько о реальном положении вещей с экстремизмом в стране, сколько о попытке намеренной «экстремизации коммуникативной атмосферы», говорит президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский. Он связывает это с приближением выборов и избирательной кампании.
Г-н Павловский отмечает, что рост числа осужденных по экстремистской статье «обнаруживает опасную тенденцию, берущую начало в политической ситуации в России, что отражается в склонности подменять политические решения уголовно-правовыми».
Рост количества осужденных за экстремистскую деятельность — очень и очень тревожный тренд, комментирует адвокат АК «Аснис и партнеры» Руслан Кожура: «Я подозреваю, что сейчас под такими преступлениями квалифицируется всякая глупость типа записей в блогах».
Цифра увеличения таких приговоров незначительна, и она не отражает реалий, считает доктор юридических наук, почетный адвокат России Андрей Шугаев. «Убежден, что уровень экстремизма у нас гораздо выше, просто такие преступления не хотят и не любят расследовать, в том числе в связи с деликатной темой межнациональных отношений», — рассказывает юрист.
Г-н Кожура замечает, что раньше к ответственности по этому составу привлекали меньше, так как у правоохранительных органов не было соответствующей квалификации. «Сейчас они, видимо, освоили этот состав», — предполагает юрист.
Однако он предостерегает от безусловного доверия к цифрам. По его словам, экстремизм в России остается на прежнем уровне и к новым данным надо относиться внимательно, так как это сложно обнаруживаемое и тяжело раскрываемое преступление.
Формула состава такого преступления, как экстремизм, размыта и требует отдельной лингвистической экспертизы, причем часто еще до экспертизы лингвисты выясняют, чего от них ждут, а участие в таких экспертизах — неплохой бизнес, отмечают эксперты. http://www.rbcdaily.ru/2011/07/07/focus/562949980593537
То есть за три года по 282-й статье осуждены примерно полторы тысячи человек.
Для сравнения: за 15 лет при Брежневе, Андропове, Черненко и Горбачеве по 70-й и 190-й прим статьям осудили 1780 человек(см. таблицу http://semen-serpent.livejournal.com/497888.html).
|