Во-первых, процесс интеграции стран-членов ЕС в политической сфере
существенно отстает от аналогичного процесса в экономике. На
международной политической арене Евросоюз не обладает полной
субъектностью, ему трудно "говорить единым голосом".
Во-вторых, против объединенной Европы активно интригуют США, имеющие в
стане ЕС целый табун «троянских коней» из числа «молодых
восточноевропейских демократий». Прием новых членов в Евросоюз умело
используется Вашингтоном для разжигания конфликтов между «локомотивами»
этой организации – Германией и Францией, с одной стороны, и остальными
членами Евросоюза – с другой. Именно поэтому Европейская комиссия
назвала в свое время Польшу, Венгрию, Чехию и Словакию «потенциальными
источниками проблем для Европейского союза».
В-третьих, на первый план вышла проблема принятия единой европейской
конституции. Причем произошло это задолго до провала референдумов по ее
принятию, так как продвигавшийся Берлином и Парижем проект конституции
Европейского союза ставит в привилегированное положение страны с
наибольшим количеством населения, то есть всё те же Германию и Францию,
которые заинтересованы в создании федеративного европейского государства
под своим контролем. Такой вариант, исходящий от сильнейших
континентальных держав Европы, категорически не устраивает
Великобританию, ориентированную на англосаксонский тандем и
согласовывающую действия с Соединёнными Штатами.
В-четвертых, страны-члены Евросоюза не в состоянии достигнуть единства
мнений по вопросам, касающимся коллективной безопасности Европы, включая
сотрудничество в областях правосудия и борьбы с терроризмом. В связи с
серьезным отставанием процесса интеграции ЕС в сферах политики,
дипломатии и безопасности страны-члены союза проявляют особую
осторожность в обмене информацией по этим вопросам (дело Сноудена,
показавшее, что такая осторожность отнюдь не напрасна, явно не поможет
решению данной проблемы).
В-пятых, западноевропейские ученые отмечают, что экономики их стран
столкнулись с проблемой финансирования государством социальной сферы.
Вызывает тревогу складывающаяся демографическая ситуация, прежде всего -
низкая рождаемость в сочетании с высокой продолжительностью жизни. Для
экономики это означает, что за счет отчислений с заработной платы
поступает всё меньше и меньше средств для выплаты пенсий, пособий по
безработице, социальных пособий. Одновременно становится все меньше
работников, финансирующих системы страхования.
В-шестых, тревогу вызывает аграрная политика Евросоюза. Несмотря на то,
что его страны ориентируются на соблюдение принципов рыночной
экономики, аграрная политика ЕС находится в полном противоречии с этими
принципами. С принятием новых государств проблема только усложнилась.
Страны с развитым аграрным сектором вроде Польши и Венгрии существенно -
в несколько раз - обостряют проблему перепроизводства и распределения
продуктов сельского хозяйства.
В-седьмых, экономический разрыв между новыми и старыми членами ЕС
становится все очевиднее. ВВП на душу населения «молодых» членов
Европейского союза не достиг и половины среднего показателя организации
прежнего состава; в некоторых «молодых» странах-членах данное
соотношение составляет 1:4. Ликвидировать этот разрыв вряд ли возможно, и
такая несбалансированность создает дополнительные проблемы для развития
Евросоюза как целого.
В-восьмых, вступление новых стран в Европейский союз ведёт к
конфликтам, связанным с перераспределением средств. С одной стороны,
развитые страны сопротивляются дополнительным отчислениям в общие фонды.
С другой стороны, страны, которым оказывали содействие (Испания,
Ирландия, Португалия), хотят и дальше получать средства из этих фондов.
В-девятых, необходимые реформы системы принятия решений в ЕС сопряжены с
большими трудностями. Малые страны-члены озабочены контролем больших
над делами Евросоюза и собственной маргинализацией, в то время как
крупные страны ратуют за сочетание прав и обязанностей, надеясь удержать
руководство делами Союза благодаря внесенному ими в общий бюджет
определяющему финансовому вкладу. Кроме того, после расширения ЕС стала
заметна разница между новыми и старыми членами в государственном
устройстве и системах юстиции. Процесс адаптации законов и правил
Евросоюза новыми членами долог и тернист.
В-десятых, неясно будущее евро. Об этом еще в середине 2000-х заявил в статье, опубликованной The Financial Times,
комиссар Европейского союза по вопросам единого рынка Frits
Bolkenstein: «Евро предстоит сложное испытание. Через 10 лет Европа
столкнется с огромными проблемами, когда станет необходимо выплачивать
пенсии стремительно стареющему населению… Я считаю, что долгосрочные
шансы евро на выживание сомнительны». Источник
|