Национальная авиакомпания MALEV – перепродана несколько раз и, финально, обанкрочена Ganz Mavag –
крупнейшая машиностроительная компания, с 1870 производившая паровозы,
тепловозы, подвижной состав, автобусы и пр. Экспортировавшая продукцию в
СССР, Канаду, Швейцарию, Италию, Румынию, Египет, Индию, Югославию,
Корею и еще несколько стран – куплена австрийцами и разорена. Цеха сданы
под крупнейший в стране китайский рынок. Ikarus –
знаменитый завод по производству автобусов, основанный в 1895 году, был
закрыт в 2007 году. В 2010 состоялась попытка его снова открыть, но
автобусы Венгрия сегодня в основном покупает в Китае. И в Швейцарии и
Германии – только списанные из различных муниципалитетов, причём, по
цене «практически новых». MAV
– национальные железные дороги (1869 г.), либералами были разделены на
две части. В частные руки продана та часть, которая занимается грузовыми
перевозками (прибыльная во всем мире). В государственной собственности
остались пассажирские перевозки (убыточные во всем мире). И если раньше
за счет грузовых перевозок дотировались пассажирские поезда, то сейчас
поезда в отдаленные населенные пункты либо сокращены, либо
ликвидированы. BKV –
муниципальная транспортная компания Будапешта готовится к разделению и
приватизации (на колесную и рельсовую часть). Новую станцию метро,
которое в Будапеште было построено советскими специалистами, отдали на
строительсво французской компании. Цена превысила предложение российских
специалистов уже приблизительно в три раза. Деньги от Евросоюза на это
получили и растратиои, но линию не построили. Через два года кредит
нужно возвращать… Кроме
того, при строительстве хай-вэя, за 1 млрд. долларов умудрились
построить лишь… 1 км дороги. Из которых 30% было потрачено на
«юридические услуги» - составление контракта и «юридическое
сопротивление». Из двух фарфоровых заводов, производящих посуду тонкой ручной росписи, - Herend (1826) и Zsolnay (1853)
– первый, поставляющий посуду английкому королевскому двору, жив.
Жолнаи фактически ликвидирован, цеха сначал перешли на поставку посуды в
ИКЕА, а помто и восе закрылись. Закрыто собвенное производство грузовиков и двигателей RABA.
Мощности частично ликвидированны, частично переведены под (отверточную)
сборку Suzuki, Audi и Mersedes. Мерседес при этом получили такие
налоговые льготы, что, как подсчитали независимые эксперты, выгнать их
дешевле, чем содержать. Правда местным жителям они практически
недоступны. Gedeon Richter –
широко известные в соцсистеме фармакологичеcкие заводы вернули
«досоциалистическим» хозяевам из иудеев. В 2010 прежние владельцы его
перепродали швейцарской Prelegem. В данный момент новые владельцы
выводит производство в соседнюю Словакию – из-за разницы в налогах. Знаменитое венгерское экологически чистое сельское хозяйство (кто знает, тот понимает, о каком качестве продукции я говорю) - фактически ликвидировано. Местные
перерабатывающие молочные предприятия были скуплены Danon. Частично.
Остальные закрыты. При этом молоко в массовых количествах привозят из
Польши; арбузы из Испании; помидоры и прочие овощи – из той же Испании и
Турции; чеснок из Китая; мясо из Аргентины и Бразилии. Оттуда же везут и
кур. Из двух колбасных заводов мировой известности PIC и HERTZ и –
поставки в Европу и США - остался только первый («естественно», ныне
принадлежащий австрийцам). Второй был обанкрочен и закрыт, как
конкурент. Знаменитые домашние венгерские колбасы, которыми торговали на
Центральном рынке, большей частью уже делают в Словакии (о чем сообщают
только «своим» клиентам). После
посещения венгерским премьером завода Соса-Cola получила статус
«национального продукта» - поскольку количество местных составляющих
(вода) – составляет более 70%. Зато местная национальная колбаса –
«хурка» - таковой перестала быть, поскольку в ней используется китайский
рис. Закрыты все 9 заводов по производству сахара. Абсолютно известное во всей Восточной Европе предприятие по экспорту сельхозпродукции GLOBUS так же купили французские конкуренты из Bonduelle и
тут же практически ликвидировали национальный бренд. Мало того, они же
вырубили и шикарные сады под Будапештом (где в студенческие годы мы
ведрами собирали черешню и персики, покупая их за копейки). Но не
думайте, что там посадили что-то новое. Древесину продали европейским
мебельным фабрикам, а местность превращена в пыльную пустыню, усеянную
пеньками, среди которых крутятся чумазые цыгане, живущие на социальные
дотации. Для полноты картины, нужно вспомнить и MOL.
Венгерская нефтегазовая компания долго ходила по рукам, и когда долю в
ней у австрийской компании купил «Сургутнефтегаза», им было отказано в
регистрации в качестве акционеров. У русских нефтяников акции были
выкуплены. На покупку MOL правительство националистов потратило
практически все деньги пенсионного фонда. И при отсутвии собвенных
нефтерождений и полном разгроме экономики в Венгрии бензин стал одним из
самых дорогих в Европе. Зато до 80% машин обклеено наклейками «Великая
Венгрия». При этом в венгерских телепрограммах о погоде говорят не о
Румынии, но о «Трансильвании», не о Словакии, но о «Северных территориях». Именно мечтами о территориальных захватах людей отвлекают от экономических проблемя.
Самое забавное, что Националистической Партией Венгрии руководит Виктор Орбан (сменивший «девичье имя» с Дьозо Оршош, что можно перевести, как«Победитель Прялки»). Он по отцу является цыганом, мать премьера – из еврейской среды. Орбан-Оршош и женат он на Анне Леваи. В этой дружной семье пять детей, правда имена у них «не совсем венгерские» – Рахель, Гаспар, Сара, Роза и Флора.
Примечателен этот «венгерский националист» тем, что в 1989 за счет Фонда Сороса
стажировался в Пембрук-колледже Оксфорда. С 1992 по 2000 годы состоял в
«Либеральном Интернационале», в 1999 году был проводником вступления в
НАТО, представителем в Европарламенте и т.д. В это же время на
национальном рынке он позиционировал себя как национал-либерал, входя в
Венгерский Демократический форум… Поскольку премьер любит Большие Проекты –
в Будапеште за $100 млн. переделывают площадь перед Парламентом. А еще
он любит футбол. Поэтому в стране строят 2 стадиона, которые никому не
нужны. Поскольку о венгерском футболе никто не помнит с 1956 года (когда
большая часть известных футболистов просто сбежала из страны).
Зато
на работах используются безработные, получающие еду и $100 в месяц.
Поэтому в стране официально отсутвует безработицы. В стране продвигается
идея, что в трудовой армии (как в США во время Великой Депрессии) должен отработать каждый гражданин. И министр экономики говорит на ВВС о том, что Венгрия – это «страна-сказка, которой все завидуют»…
|