Ваххабиты готовят новый удар
Сами ваххабиты, как информационный
повод, и сообщения об их деятельности в настоящий момент ушли с первых
полос российских газет. Но, к сожалению, это вовсе не означает, что с
этим экстремистским течением в нашей стране покончено. В России
стремительно распространяются идеи ваххабизма, и результатом этого
процесса может стать вооруженный конфликт, считает исламовед Роман
Силантьев. «Масштабы распространения ваххабизма в России просто
поражают - я сам был свидетелем начинавшегося конфликта между
ваххабитской общиной и традиционными мусульманами на Сахалине», -
заявил он.
Под «ваххабизмом» понимается любое
фундаменталистское мусульманское течение, «которое подразумевает
уничтожение людей только на том основании, что они инаковерующие», -
пояснил господин Силантьев. По его словам, когда нынешнее поколение
муфтиев сменится, возникнет вопрос: кто будет проповедовать в мечетях,
кто возглавит многочисленные духовные управления. «Ответ простой -
никаких других кадров, кроме ваххабитов, за последние 19 лет выращено
не было. Замена произойдет естественным путем, им даже не нужно будет
вести вооруженную борьбу. Причем как раз на Северном Кавказе пускать
ваххабитов в мечети не будут до последнего - там уже не строят иллюзий
относительно этого течения. А во всей остальной России это уже
происходит!», - отметил эксперт.
Отвечая на вопрос о том, какова должна
быть государственная стратегия, чтобы избежать дальнейшего укрепления
позиций ваххабитов, Силантьев выразил мнение, что сейчас уже избежать
этой ситуации будет крайне сложно:
«Информационную войну ваххабиты уже
выиграли: они контролируют до 80% российских исламских СМИ. В любом
случае, если государство не вмешается в сложившуюся ситуацию и не
поддержит своих истинных союзников в исламском сообществе, о
межрелигиозном мире можно будет забыть». При этом он добавил, что если
говорить о конкретных датах, то до марта 2008г., то есть до
президентских выборов, «все будет спокойно», но после них, «причем, в
ближайшие два-три года, с большой долей вероятности начнется
вооруженный конфликт». Определенным подтверждением слов ученого стало
то обстоятельство, что два человека, задержанные за подготовку
покушения на губернатора Санкт-Петербурга Валентину Матвиенко,
оказались адептами именно этого экстремистского учения. Примечательно,
что практически все бывшие русские, обратившиеся в ислам, чаще всего
принимают его самую радикальную, экстремистскую форму. Возможно, это
связано и с изначальными установками «потурченцев». Ведь значительная
часть новоиспеченных мусульман принадлежали к экстремистским
организациям, такими как НБП, АКМ. Есть среди них и радикальные
либералы, представители «демшизы» и даже активисты движения
гомосексуалистов. Но есть и те, кто принял ислам в результате долгих
«духовных поисков». В основном, это представители городской
интеллигенции, среди которой всегда было весьма модным заниматься
разного рода «религиозной экзотикой». Сколько их, изменивших вере своих
отцов? Сами они часто утверждают, что в России их насчитывается около
80 тыс. Но большинство «исламороссов» более осторожны в своих оценках.
Так, руководство «Национальной организации русских мусульман» (НОРМ)
говорит о 2000-2500 русских, исповедующих ислам. А по данным
специалистов Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, в
стране насчитывается 250-300 русских мусульман. Но дело, естественно,
не в численности. «Русских мусульман» мало, но они весьма активны. В их
распоряжении многие Интернет-ресурсы, у них своя газета, а теперь вот и
единая организация – НОРМ. Им не удастся обратить в ислам хоть
сколько-нибудь значительную часть русских, однако им вполне по силам
погубить сотни и тысячи русских людей. Погубить духовно, а может быть,
и физически.
Некоторые наблюдатели считают, что
«русский ислам» – это весьма перспективная провокация, призванная
поссорить православных с мусульманами. И это предположение вполне
вероятно. Какие, спрашивается, чувства должен испытывать русский
человек, когда прочтет следующее: «Суворов, например, руки которого по
локоть в крови мусульман, и на ком лежит ответственность за геноцид
ногайского народа - национальный герой русской истории и пример для
подражания молодежи»? Или: «Идеологические корни русского фашизма, по
моему мнению, кроются в идеологии русского православия по линии: Сергий
Радонежский, Куликовская битва, православные монахи, убивающие татар на
поле боя, татары-мусульмане-басурмане».
Одним из ведущих духовных авторитетов
«русского исламизма» – Гейдар Джемаль, председатель так называемого
«Исламского комитета России». Некогда он заявил, что единственным
выходом для России является принятие ислама. Джемаль – автор многих,
довольно оригинальных статей, в которых он старается всячески
пропиарить исламизм. Есть у него и совершенно шокирующие выводы и
предположения. В одной из статей он вообще предполагает, что кавказцы
составят костяк «партии нового типа», которая будет подобием партии
большевиков.
Справедливости ради надо отметить, что
официальные лидеры традиционного ислама отлично понимают всю
вредоносную сущность «русского ислама». О нем с большим скепсисом
отзывались и верховный муфтий Центрального духовного управления
мусульман России Талгат Таджуддин, и муфтий Татарстана Гусман Исхаков.
Мусульманские лидеры видят, как новоявленные «русские» исламисты
начинают дестабилизировать обстановку в исламских общинах, будоражить
верующих, устанавливать свои порядки. Но, разумеется, было бы смешно
утверждать, что экстремистские настроения среди мусульман нашей страны
- результат обращения в ислам этнических славян. Кстати радикализация
мусульманской общины характерна не только для нашей страны. По всей
видимости, это общемировой процесс. Так, среди молодых мусульман,
живущих в США, каждый четвертый считает, что методы
террористов-самоубийц, по крайней мере, при определенных
обстоятельствах, вполне оправданны, если речь идет о защите ими своей
религии. Большинство мусульман-американцев террористическую тактику
исламских экстремистов и деятельность организаций вроде «Аль-Каиды» не
приемлют. Таковы данные Центра изучения общественного мнения «Пью».
Согласно результатам опроса, проведенного центром в мусульманской
общине страны, 80% респондентов осудили террористов-смертников,
убивающих мирных жителей во имя ислама; однако 13% полагают, что иногда
такие действия все же оправданны. Количество согласных с последним
утверждением особенно велико среди американских мусульман моложе 30
лет: в этой возрастной категории 2% заявили, что шахидизм можно
оправдать часто, 13% — что иногда, и еще 11% — изредка. Итого — 26%
молодых мусульман Америки считают возможным пойти на самоубийство и на
уничтожение мирных людей во имя религиозной догмы. «От этой цифры
просто волосы дыбом», - признался Радван Масмуди, президент
Вашингтонского центра исследования ислама и демократии. А вот реакция
другого специалиста – директора филадельфийского исследовательского
Ближневосточного форума Дэниела Пайпса: «Процент американских
мусульман, готовых оправдать насилие, меня не удивляет: в Англии и в
Испании 25% представителей мусульманского населения также симпатизируют
террористам-самоубийцам. Это доказывает, что радикальный ислам – мощное
движение. Его идеология привлекает молодежь и способна сплотить
мусульман не только на Ближнем Востоке, но и во всем мире, включая и
США.
Что делать? В первую очередь перестать
закрывать глаза на этот факт. Пора признать силу исламского радикализма
и его враждебность и начать борьбу с ним всеми доступными методами, в
том числе и жесткими. Необходимо более пристально следить за
происходящим в мусульманских школах и мечетях и за поведением тех, кто
прибывает в нашу страну. В Америке сейчас, по статистике, проживают 2
миллиона 350 тысяч взрослых мусульман, из которых две трети –
иммигранты из стран Ближнего Востока, Азии, Африки и Европы, а 20% —
афроамериканцы, родившиеся в США. Принимать иммигрантов и зарубежных
гостей мы нам следует намного осторожней.
Если судить по опросам, проведенным
среди мусульман Великобритании, в мусульманских общинах Запада немало
симпатизирующих исламскому радикализму людей, принадлежащих и к другим
возрастным категориям. Речь идет не об изолированной точке зрения,
бытующей лишь в узких кругах. Мусульмане, даже на протяжении нескольких
поколений живущие во Франции, в Англии и в тех же США, предпочитают
самоизоляцию, не хотят растворяться в общей массе. Они держатся
особняком от общества, в котором живут. И, к сожалению, это в
большинстве случаев не воспринимается правительствами стран и другими
общественными институтами со всей серьезностью».
Дэниел Пайпс и ряд других специалистов
предупреждают федеральные власти о растущей угрозе исламского
терроризма внутри США. По данным того же опроса, проведенного центром
«Пью», несмотря на то, что только 5% респондентов открыто заявили о
своем положи-тельном отношении к «Аль-Каиде», четверть опрошенных
отказались от осуждения этой террористической организации, никак не
выразив свое мнение о ней.
Роман Силантьев, Постсоветское пространство