5
апреля 2011 г. в интервью агентству "Kyiv Post" директор департамента
информационной политики МИД Олег Волошин опроверг заявления о том, что
Украина ведет переговоры о присоединении к Таможенному союзу России,
Беларуси и Казахстана.
"Переговоры о присоединении к Таможенному союзу на сегодняшний день в принципе не ведутся", - отметил Волошин.
"Наш
приоритет состоит в скорейшем вступлении в Евросоюз. Первым шагом к
этому является заключение Соглашения об ассоциации, частью которого
является зона свободной торговли. И именно реализации этой цели сейчас
подчинена вся деятельность государственного механизма Украины", -
сказал он.
"Будучи членом ВТО, Украина не может идти в Таможенный союз в принципе", - добавил Волошин.
В
МИД также напомнили о том, что Украина уже давно отстаивает создание
зоны свободной торговли в рамках СНГ, что не противоречит переговорам о
зоне свободной торговли с ЕС.
Как
сообщалось, 5 апреля 2011 г. в интервью изданию "Коммерсант-Украина"
уполномоченный Кабинета Министров по сотрудничеству с Россией, странами
СНГ и Евразийского экономического сообщества Валерий Мунтиян заявил,
что Украина может сначала присоединиться к Таможенному союзу с Россией,
а потом создать зону свободной торговли с Евросоюзом в статусе
участницы ТС.
По
его словам, после подписания в мае этого года договора о создании зоны
свободной торговли с СНГ, в июле 2011 г. Украина можем присоединиться к
протоколу о создании Таможенного союза.
При
этом уполномоченный Кабмина также допустил, что предстоящий 12 апреля
2011 г. визит российского премьера Владимира Путина в Киев будет
посвящен вопросу интеграции Украины в Таможенный союз.
Кроме
того, Мунтиян отметил, что создание ЗСТ с ЕС отнюдь не вызовет рост
украинской экономики, как утверждают многие эксперты, а, напротив,
повлечет за собой ухудшение условий торговли с Россией и странами ТС.
"Они
только говорят, но ни у кого ни в ЕС, ни на Украине нет расчетов,
подтверждающих этот рост, - сказал он, комментируя заявления экспертов.
"Расчеты
Минэкономразвития, проведенные на базе сегодняшних условий создания
ЗСТ, показывают падение практически по всем показателям. За первый год
работы торможение ВВП оценивается в 0,23 процентного пункта. Затем
негативный эффект только увеличивается - на пятый год торможение
составит 0,31 п. п. Напомню, это только базовый сценарий, в котором
закладывается объем аграрных квот на более высоком уровне, чем мы
получим в реальности. Кроме того, он не учитывает ухудшения условий
торговли с Россией и странами Таможенного союза", - подчеркнул
уполномоченный Кабмина.
В то же время Мунтиян указал, что Украине экономически выгодно вступление в Таможенный союз.
"Совершенно
другая картина – при вступлении в ТС. Есть минусы, есть плюсы, но
суммарно мы выходим на 0,95 п. п. прироста ВВП, а с учетом косвенных
выгод ускорение составит 1,01 п. п. Но это опять же расчеты без учета
тарифных, энергетических и прочих компенсаций, на которых настаивает
украинская сторона", - заявил он (по материалам "From-ua",
"Подробностей", ИА "Росбалт-Украина", РИА "Новости - Украина").
Большие маневры
последователей Ющенко перед визитом Путина
На
первый взгляд может показаться, что представители внешнеполитического
ведомства и правительства сделали взаимоисключающие заявления по
данному вопросу.
Однако
только у неискушенного в тонкостях украинской политической кухни
обывателя может сложиться впечатление, что МИД у нас идет в Евросоюз, в
то время как Кабмин - в Таможенный союз.
На
самом деле их совместная позиция заключается в следующем: Киев хочет
создать зону свободной торговли со странами-участницами Таможенного
союза, посулив Москве, Минску и Астане последующее членство в этом объединении, чтобы затем помахать им ручкой, создав ЗСТ с ЕС.
Именно
такую политику проводил "американский зять" Виктор Ющенко, который
водил за нос Россию, Беларусь и Казахстан в вопросе участия Украины в
формировании Единого экономического пространства (ЕЭП) с этими
государствами.
Достаточно
вспомнить, что 16 июня 2005 г. "оранжевый" президент своим указом N
952/2005 ввел в действие решение Совета национальной безопасности и
обороны от 20 мая 2005 г. "О формировании Единого экономического пространства", согласно которому "основной
целью участия Украины в формировании и функционировании Единого
экономического пространства является создание зоны свободной торговли".
Правда,
30 мая 2005 г. во время визита в Астану В. Ющенко был уже менее
категоричен в своих суждениях, дав понять на совместной
пресс-конференции с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, что
не исключает создания таможенного союза в рамках ЕЭП.
"Мы говорим о том, что проект о создании экономического пространства значительно бы выиграл, если бы мы унифицировали процедуры прохождения национальных границ и таможни", - сказал он.
Но
27 августа 2005 г. на саммите глав стран СНГ в Казани В. Ющенко заявил,
что из 29 предложенных к подписанию документов Украина готова подписать
лишь 14, которые относятся к созданию зоны свободной торговли.
Что касается остальных 15 документов, предусматривающих создание таможенного союза и наднационального тарифного органа, то, по его словам, они якобы противоречат Конституции Украины и поэтому не будут поддержаны Верховной Радой.
"Для нас у украинского парламента невозможно получить санкцию для создания наднационального органа, и это надо учитывать", - заявил он.
Однако
29 ноября 2005 г. во время встречи с общественностью в Киеве В. Ющенко
заявил, что считает логичной передачу части суверенитета государства в
случае продвижения Украины на рынки стран ЕЭП.
По
его словам, Украина должна иметь специальную программу действий на этом
рынке. Эта программа, по мнению президента, должна предусматривать
создание зоны свободной торговли и унифицированной транзитной и
таможенной политики.
"Представьте себе, что есть свободный поток товаров, услуг, капитала, и есть унифицированная транзитная политика. Что следующее? Тарифная политика. Если мы проходим эти три вещи - безусловно, станет вопрос: для того, чтобы формировать эти три политики, как передать частицу национального суверенитета для управления этими политиками? И этот вопрос будет стоять на повестке дня. И не надо делать спекуляции относительно этого - если мы хотим, действительно, гармонизировать наше участие в этом рынке", - сказал он.
Как
известно, все эти маневры закончились тем, что В. Ющенко "вступил"
Украину в ВТО на заведомо дискриминационных условиях, параллельно
продолжая вести переговоры о создании ЗСТ с ЕС на столь же невыгодных
для нашей страны условиях по приказу своих западных хозяев.
Такую
же политику проводит и нынешний глава государства Виктор Янукович,
который провел 1 июля 2010 г. в Верховной Раде голосами Партии
регионов, Компартии и Блока Литвина проект Закона Украины "Об основах внутренней и внешней политики" в президентской редакции.
В нем закреплен стратегический курс на "обеспечение
интеграции Украины в европейское политическое, экономическое, правовое
пространство для обретения членства в Европейском Союзе".
Тем самым регионалы, коммунисты и литвиновцы плюнули в лицо своим избирателям, поскольку в период президентской кампании их лидеры выступали за участие Украины в формировании Единого экономического пространства с Россией, Беларусью и Казахстаном, которые к тому времени создали Таможенный союз.
И
как раз на основании данного закона глава МИД Константин Грищенко
заявил 18 февраля 2011 г. в парламенте во время "Часа вопросов" к
правительству, что Украина не будет вести переговоры о присоединении к
Таможенному союзу.
"Приоритеты
внешней политики четко определены в законе, за который голосовала
Верховная Рада Украины, и мы рассматриваем переговоры с ЕС относительно
соглашения об ассоциации и углубленной зоне свободной торговли, что
делает невозможным вхождение Украины в Таможенный союз", - заявил он.
Тем
не менее, нынешняя власть периодически создает информационные поводы
для обсуждения темы возможной интеграции Украины в Таможенный союз с
целью "затравки" России.
При
этом в роли главного "ньюсмейкера" по этому вопросу выступает В.
Мунтиян, который еще в статусе заместителя министра экономики
неоднократно допускал возможность вхождения Украины в ТС.
Например,
14 декабря 2010 г. во время международной конференции "Таможенный союз
– Украина: перспективы, риски и возможности" он заявил, что прирост ВВП
Украины от вступления в Таможенный союз ежегодно составит 1,4-1,5%.
"Я считаю, что отстаивать национальные интересы Украины без стран СНГ и РФ просто невозможно", – добавил В. Мунтиян.
15
декабря 2010 г. в интервью агентству УНИАН он заявил, что Украина после
создания зоны свободной торговли в рамках СНГ должна вступить в
Евразийское экономическое сообщество, войти в Таможенный союз и Единое
экономическое пространство.
Вот только заявлять можно что угодно, но факты, как говорится, "по лицу": официальный
Киев при В. Януковиче неизменно продолжает курс "Прочь от Москвы" с
целью окончательного превращения Украины в колонию Запада, как это и
было при В. Ющенко.
А
это значит, что никаких реальных подвижек от украинских властей в
сторону сближения со странами-участницами Таможенного союза в ходе
предстоящего визита российского премьера В. Путина ожидать не
приходится.
Тем более что при нынешней власти политика так и не стала "концентрированным выражением экономики",
по известному выражению Владимира Ильича Ленина, иначе Украина
добивалась бы вступления в Таможенный союз, поскольку это экономически
выгодно нашей стране.
Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО |