Нашему флоту велено приступить к постоянной боевой службе в Средиземном море. Но исполнять это некому и нечем.
В понедельник на расширенном заседании руководящего состава Вооруженных сил РФ министр обороны Сергей Шойгу
заявил: «Принято решение о формировании управления оперативного
соединения ВМФ в средиземноморской зоне, где силы флота будут находиться
на постоянной основе. Проведенные в январе текущего года учения в
акваториях Черного и Средиземного морей показали, что в целом
межфлотская группировка способна выполнять поставленные задачи в дальней
морской зоне». И добавил: «Считаю, что у нас есть все возможности для
создания и обеспечения функционирования такого соединения. Безусловно,
это свидетельствует о положительной динамике развития ВМФ».
«Министр обороны поставил нам задачу по формированию оперативного
соединения ВМФ для действий на постоянной основе в Средиземном море. Мы к
этой работе приступили, такая работа ведется, мы ею давно занимаемся», -
немедленно взял под козырек главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Виктор Чирков.
Итак, на высшем уровне решение принято: нашему флоту приказано
возвращаться туда, где он стоял два с половиной десятилетия – в
Средиземное море. Тогда головной болью американцев была 5-я оперативная
эскадра ВМФ СССР. Ее формирование в 1967 году, как уверены эксперты
во многих странах, немедленно исключило участие 6-го флота ВМС США в
Шестидневной войне на стороне Израиля против Сирии и Египта. И потом
уже во многих кризисах Вашингтон просто обязан был учитывать, как
среагируют на его шаги в подбрюшье Европы наши военные моряки. А они
были силой и реагировали жестко.
Их и наши подводные и надводные крейсера по всему Средиземноморью
кружили друг за другом в постоянной готовности к залпу. Любой выход
американского авианосца из базы – и к нему моментально «приклеивался»
советский корабль слежения. Любой проход советского боевого корабля
через Гибралтар и Дарданеллы – ему навстречу тут же спешил эсминец под
звездно-полосатым флагом и над мачтой появлялись противолодочные
самолеты НАТО «Орионы» и «Нимроды».
Автор этих строк и сам был участником весьма красноречивого эпизода ни
на минуту не прекращавшейся в Средиземноморье борьбы самых мощных флотов
мира. Летом 1975 года мы вышли туда из Севастополя на большом
противолодочном корабле «Николаев». В нашем кормовом погребе - пара
ядерных глубинных бомб для стоявшего в ангаре противолодочного
вертолета Ка-25. Так что все всерьез.
В Эгейском море «Николаев» встречал новейший по тем временам
американский эсминец типа «Спрюенс». Вместе дошли до острова Китира,
близ которого была точка якорной стоянки Средиземноморской эскадры.
Бросаем якорь мы – тут же свой бросает и американец. Через пару минут командир «Николаева» капитан 2 ранга Васильев
играет «тревогу». Экстренно снимаемся с якоря и даем полный ход. На
расслабившемся было «Спрюенсе» спустя минуты делают то же самое.
«Николаев» описывает циркуляцию и становится на прежнее место.
Американец – след в след. Васильев по корабельной трансляции обращается к
экипажу:
- Внимание личного состава! Только что вы могли наблюдать, как
«Спрюенс» экстренно снялся с якоря спустя всего десять минут после нас.
Это говорит о том, что вероятный противник находится в высочайшей
степени боеготовности. Прошу каждого учитывать это на протяжении всей
боевой службы «Николаева» в Средиземном.
Подобные опасные гонки по морю прекратились в декабре 1992 года. Тогда,
сразу после развала Советского Союза, в пору расцвета прекраснодушного
«нового мышления» 5-я оперативная эскадра была расформирована.
Казалось, мы ушли из тех краев навсегда. Руки американцев оказались
развязанными. И началось: крушение Югославии, Ливии, Туниса, Египта.
Теперь вот - Сирии. Понятно, что хорошо бы вернуться, чтобы снова стать
ведущим политическим игроком на здешнем горячем политполе. Но как и
чем? И вообще – реально ли это для сегодняшней России?
Об этом «Свободная пресса» поговорила с бывшим командующим 5-й
оперативной эскадрой (с февраля 1981-го по сентябрь 1985-го),
впоследствии – начальником Главного штаба ВМФ – первым заместителем
главнокомандующего ВМФ РФ адмиралом Валентином Селивановым.
«СП»: - Валентин Егорович, министр обороны Шойгу считает, что у
России есть все возможности восстановить свое постоянное военно-морское
присутствие в Средиземном море. Насколько это реально с учетом
сегодняшнего состояния российского ВМФ?
- Смотря что нынешнее руководство страны понимает под присутствием. Если
наличие в Средиземном море хоть какой-нибудь нашей посудины – так мы и
сейчас там постоянно присутствуем. Стоит же у причала в сирийском порту
Тартус наша плавмастерская, которой 55 лет. Присутствует, вроде бы.
«СП»: - Но контекст заявления Шойгу совсем другой. Он говорит о
планах постоянно держать в тех краях крупное оперативное соединение
боевых кораблей флота. То есть, нечто вроде той эскадры, который
командовали когда-то вы.
- Глупость полная. У руководства России вообще своеобразный взгляд на
ВМФ. Вот месяц назад президент страны на весь телеэкран заявляет, что мы
провели стратегическое учение флота с выходом пяти боевых кораблей,
нескольких буксиров и танкеров в Средиземное море. Самый молодой из них –
крейсер «Москва», которому 32 года. Остальным под пятьдесят лет. С
таким составом кораблей учение и на тактическое-то не тянет.
Самое главное – мы в любом случае не способны сегодня выставить в
Средиземном море хоть сколько-нибудь реальную боевую силу. Ведь что в
советское время представляла собой 5-я оперативная эскадра? Ее состав
менялся в зависимости от обстановки. Но, как правило, это — 70-80
вымпелов, из которых полтора десятка — атомные и дизельные подводные
лодки, 25-30 надводные боевые корабли. Остальное — суда обеспечения.
Это был первый оперативный эшелон обороны страны. Противостоял нам 6-й
флот США, который был способен оттуда наносить ракетные и бомбовые удары
по нашей территории до Москвы, Астрахани, Питера и дальше.
Эффективность 5-й эскадры измерялась расчетной величиной
предотвращенного ущерба от подобных ударов. Сумеем вполовину сократить
мощь американского удара из района Средиземного моря – выходит,
эффективность эскадры 50 процентов.
«СП»: - С другой половиной мощности ракетного удара что собирались делать?
- На это за нами стоял второй эшелон обороны – истребительная авиация и
ПВО на территории страны. То есть, повторяю: мы имели в Средиземном
море не какое-то «постоянное присутствие», а мощный первый оперативный
эшелон обороны Советского Союза от глобального удара всеми возможными
средствами.
А что сегодня? В Сирии второй год идет заваруха, а кроме плавмастерской в
Тартусе ничего более постоянного у России там нет. Отдельные корабли
появляются, постоят месяц-другой. И уходят. Создать серьезное
корабельное соединение там на не из чего. Я уж про эскадру не говорю.
Ну, хотя бы малочисленную корабельную ударную группу, способную создать
хоть какую-то угрозу авианосцам. Кого в нее включать? На Черноморском
флоте – ракетный крейсер «Москва». В охранении какого-нибудь сторожевого
корабля или тральщика. Больше некого.
Кем менять «Москву», чтобы соединение было постоянным? На Балтике ни
одного ударного корабля океанской зоны у нас не осталось. Ну, можно с
Севера прислать «Петра Великого», если он не в ремонте. Все.
«СП»: - Еще на Северном флоте на ходу сравнительно новый большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко».
- «Чабаненко» - не ударный корабль. Он может пригодиться только в охранении у «Петра Великого».
Словом, из этих боевых единиц при всем желании оперативного соединения в
Средиземном море не сколотить. Но других нет. Потому что за 21 минувший
окаянный год ни одного боевого корабля океанской зоны, ни одной
подводной лодки в России не построили. Такого в истории российского
Военно-морского флота за 300 с лишним лет его существования не было. По
два десятилетия достраиваем то, что досталось от СССР. А если корабль
20 лет простоял на стапеле – его после ввода в строй через пару лет
по-хорошему надо списывать. Потому что и корпус, и техническая «начинка»
- все устаревает.
«СП»: - Так ведь для оперативного соединения не только боевые корабли необходимы.
- А как же! Чтобы хоть один боевой корабль там находился, нужен танкер.
Причем, большого водоизмещения. Потому что топлива понадобится много.
Еще необходим водолей – пресная водичка то всем нужна, и людям, и
технике. Спасательный буксир нужен – без буксиров из наших баз теперь ни
один крупный корабль в океан не выходит. Понятно - почему?
«СП»: - Понятно. Боимся, что ход внезапно потеряет и придется тащить обратно к причалу.
- Правильно. Дальше пойдем. Нужен сухогруз для доставки продовольствия.
Раньше у меня на эскадре мы у средиземноморских стран только овощи и
фрукты для себя закупали. Остальное везли из Союза. Сейчас снабжение
придется организовывать так же. Значит, для доставки, допустим, мяса и
рефрижератор нужен. Получается – в дополнение к боевым кораблям еще
целый вспомогательный флот потребуется. Есть он у нас? Ответ известен.
Но в Кремле сказали – присутствовать в Средиземном. Значит, будет
присутствовать. Будем собирать по два-три хоть каких-то корабля и
отправлять через проливы. А зачем – никто не знает.
«СП»: - Есть же такое понятие – демонстрация флага. Может, для этого?
- Демонстрация флага может быть эффективной, если под этим флагом сила. А
силы у нас нет. Тогда это демонстрация чего-то другого.
«СП»: - Полагаете, идея Шойгу – исключительно для внутреннего употребления? Дескать, смотрите: Россия встает с колен…
- Только для этого.
http://svpressa.ru/t/65333/
|