Разговор с дядей-рабочим о наших пролетариях
Я
сам – выходец из рабочей семьи города Электросталь. История нашей семьи
связана с одним из крупнейших электростальских заводов –
«Машиностроительным», производящим оборудование для атомной
промышленности и известного не только в России, но и за рубежом. На этом
заводе работает электриком и мой дядя, с которым у меня очень хорошие
отношения.
Дядя мой пришел на этот завод сразу после окончания ПТУ и
работает вот уже без малого 20 лет. Надо сказать, что на парламентских
выборах он всегда голосует за КПРФ
,
однако не подумайте, что он является рабочим активистом. Вовсе нет. Он и
в профсоюзе-то состоит лишь «для вида», как сам он выражается. Но одно
качество у него есть – это честность.
Мой дядя весьма честный
человек. Но то ли он меня, в бытность мою школьником и студентом младших
курсов, всерьез не принимал, то ли расстраивать не хотел, а, может
быть, еще по какой причине, только когда я начинал ему говорить про
социализм, про развитие рабочего движения, про необходимость революции,
он усмехался в усы и старался перевести разговор на другую тему.
Признаться, это меня в дяде раздражало. И вот в конце 2011 года, когда я
в очередной раз был у него в гостях и вновь, по своему обыкновению,
начал цитировать Маркса и Ленина, я заметил, что дядя вновь прячет
усмешку.
- Слушай, - обратился я к нему. – Что ты все улыбаешься! Я ж о серьезных вещах…
- О серьезных? – дядя добродушно взглянул на меня. – А, по-моему, бред несешь.
- Как бред? – опешил я.
- А так, - спокойно ответил дядя. –
Ты вот, я смотрю, про социализм все толкуешь, про пролетариат, а хоть знаешь что-нибудь про него?- Ну, как же, - начал было я.
-
Нет, дорогой племянничек, - прервал меня дядя. – Ты только и знаешь,
что по книжкам говорить. Нет, у вас там в МГУ книжки умные есть, не
спорю, умные люди их писали, но… Не то это, не жизненно!
(ага - марксонутый догматик)- А что жизненно?
-
Слушай, - вдруг оживился дядя. – А давай-ка я тебе расскажу про наш
пролетариат. Про «Машзаводовский». Чтоб ты хоть немного представлял, о
чем речь, и не морозил бы больше глупостей!
- Это какие такие глупости я морожу? – возмутился я.
- А такие вот! Про революцию, про забастовки. Не будет сейчас никакой пролетарской революции!
- А ты почем знаешь?
- А вот знаю, - ответил дядя. – Я семнадцать лет на заводе, и я этот пролетариат вдоль и поперек знаю.
- Ну и расскажи мне о нем, - сказал я.
-
Ну, слушай. (А, надо, признаться, дядя мой человек немногословный, но в
тот вечер что-то на него нашло, и он стал мне рассказывать). Вот кто
такой есть современный рабочий? Паренек из рабочей семьи. Живут они
небогато, батя выпивает, а почему выпивает – потому что жизнь такая
собачья. Ну, матерятся крепко в семье. На школу, понятное дело, наш
паренек «забивает»...
- Почему забивает? – перебил я его.
- Почему? – удивился дядя. – Будто не знаешь? С тобой, что ли, подобные ребята в школе не учились?
Я
припомнил своих одноклассников – тех из них, кто имел рабочее
происхождение. Действительно, это были почти поголовно
двоечники-троечники, отчаянные хулиганы и хамы.
- А потому, -
продолжал дядя, - что не понимает этот паренек, для чего ему вся эта
мудреная наука нужна. И родители его не понимают. Батя его и мамка
считают всю эту математику, географию, химию, историю - блажью. Ну и не
смотрят за сыном, у них и так дел хватает. Ну и, в общем, знаний нашего
паренька после школы никаких. Кругозор узок до предела. Потом он в ПТУ
идет. Ну, понятное дело, там его мастера заставляют азы рабочей науки
проходить, на станке работать. А образования-то никто ему не дает. Да он
и не стремится к нему, не растет над собой! Ну, что говорить, знаешь,
как наши пэтэушники досуг проводят.
Я действительно знал. В нашем
городе довольно много ПТУ и рабочих техникумов, и слово «птушник» давно у
нас стало синонимом дерзкого хулигана, грубияна и матершинника. Я и сам
видел этих ребят, с кем-то даже общался. Весь их досуг заключался в
распитии пива около подъездов, шатании по улицам и «зависании» в клубах,
когда были деньги. Они поражали меня и своей ограниченностью, и…
какой-то детской наивностью, по крайней мере, они слепо верили всем
устоявшимся идеологическим клише.
- Ну, вот, - продолжил дядя. – Идет
наш парень на завод. Сначала ему платят немного, но со временем, когда
квалификация повысится, будет он получать тысяч 20-25. И будет он
страшно рад! Ведь он теперь сможет и колбасы себе купить, и пивка
получше. И джинсы, и свитер модный купит. И в клуб сходит. А летом в
Египет слетает. И ни на какую революцию никогда он не пойдет!!
- Но почему? – воскликнул я.
- А потому, - начал дядя. –
Что плевать ему и на твой социализм, на рабочую демократию, и на Маркса с Лениным. Да он и слов-то таких мудреных не знает. Он и в Мавзолее ни разу не был! Он и книжек-то умных ни разу не прочел. Потому что зачем ему это?
Хочешь
знать, какие интересы у большинства рабочих? Ну, за всех я не скажу, а
вот кого знаю… Как бы денег побольше зашибить! А на что им деньги? Чтоб
жрачку повкусней купить, шмотки помодней, машину, опять же.- Машину?
- Ну а ты что, полагал, мы, как в 19 веке в нищете живем?
Э, брат, да у нас у каждого второго рабочего «тачка» есть. А у каждого пятого – иномарка, подержанная, правда…Действительно, дядя года два назад купил «Шевроле». Подержанная, но все же иномарка. Ничего, зарплата позволила.
-
Ну а какие у них интересы, тоже тебе интересно? А вот какие! Книги они
если и читают, то либо детективчики, либо боевики бульварные. А
большинство и этого не читает. Как и газеты. Смотрят они все сериалы про
ментов да про бандитов, Петросяна любят, КВН. Кто помоложе – «Нашу
Рашу» и «Даешь молодежь». Ну, «Время» в 21. Это уж традиция! И болтают
они в курилках о том, как хорошо бы на рыбалку махнуть, да на дачке
своей в баньке попариться… Что, ты думал, у них дач нет? Эээ, да ты б
еще сказал, что они в казармах живут, как при царе Горохе. Нет,
племянничек, почти у всех квартирка собственная, от родителей, да от
бабушек досталась. И дачка у каждого третьего есть. Шесть соток – но
свои! А у кого и поболее.
Кстати говоря, дядя мой живет в трехкомнатной квартире, есть у него и дача с двухэтажным деревянным домом.
- А еще трепать о том любят, как они в Турцию или в Египет полетят. Путевки-то и за 15000 взять можно.
И скажи мне после этого: пойдут они на забастовку? пойдут на революцию? Да на кой она им сдалась? Ведь в революции они могут и квартирки, и дачки, и «тачки» потерять!- Но неужели все так хорошо живут? – удивился я.
-
Нет, не все. Есть, кто и за 8, за 10 тысяч вкалывает. Но кто это? Либо
деды-вахтеры древние, либо мужики лет за 50, пенсионеры которые – те уж
так упахались, что ни о чем и не думают. Ну и чернорабочие есть – но
это, скажу тебе, такой контингент… Они и слова-то такого мудреного не
знают.
Получат 10 «штук», тут же в кабак, потом домой, с женами крик и ругань. А, что говорить!– махнул дядя рукой. Да и вообще, - скажу тебе, -
если б даже коммунизм и чудом каким б настал у нас, наши бы рабочие первым бы от него отказались. Почему? Да потому что такое коммунизм? Это когда нашим заводом не менеджеры бы управляли, а мы сами, рабочие, верно?
- Верно, - ответил я. – Рабочий при коммунизме будет и тружеником, и собственником.
- Ну да. По Марксу. А только вот что запомни, племянничек:
дай
нашим рабочим власть на предприятии, они его через месяц развалят и
пропьют! А потом сами же буржуя призовут обратно: «Придите, мол, нами
дурачками управляйте!»
(насчёт современных - это правда. Но не надо её экстраполировать на рабочих начала 20 века - те были настоящими коммунистами)- Пойми ты, - закричал вдруг дядя, -
не нужна работягам власть! Им нужно зарплаты побольше и житье посытней, да повольней. Да хозяин помягче! Это они хотят.
А брать власть в свои руки – да на кой она им! За хозяином-то привычней. И спокойней!- Ну неужели все прям так печально? – удивился я. – Быть того не может!
-
Ну, и не все, может быть. Есть и у нас рабочие грамотные, сознательные.
Политически подкованные не хуже тебя, а, по правде говоря, и получше! И
партийные есть! Но… что толку!
(ещё бы - уж лучше быть беспартийным, чем в Зюгановском цирке состоять)
Бьются они как рыба об лед, рискуют зачастую, а что в итоге? Поддержки у
них настоящей в коллективе нет. А почему нет? Да потому что зовут они к
свободе, а работягам свобода и не снится даже! Не будут они ради этого
призрака своим благополучием рисковать!
Мы еще говорили с дядей, но
суть не в этом. Потом я пошел домой. На душе было как-то тоскливо. Мне
вспомнились слова Маркса о том, почему пролетариат пойдет на революцию.
Маркс говорил, что ему ничего терять, кроме цепей, что живут рабочие в
сарае, в хлеву. А буржуи живут во дворцах. И рабочие рано или поздно эти
дворцы захватят.
(марксонутый детектед. На
деле совершают революцию только рабочие с общинным сознанием, ещё не
ставшие адептами религии денег. Остальные если и бузят - то только за
то, чтобы больше потреблядствовать)Но буржуи оказались
хитрее. Они дали рабочим подачки. И теперь рабочие живут не в сарае, а в
маленьком, чистеньком домике. Этот домик в сравнении с дворцом сарай,
но… он же такой милый, уютный, занавесочки на окнах, цветочки, телевизор
японский, компьютер тайваньский, шмотки турецкие. А там лето – и на
машине на дачку! Красота!И зачем рисковать, зачем идти на революцию, зачем атаковать буржуйские дворцы? Синица-то в руке есть.И - внимание - тут начинаются "Добрые" загоны, так типичные для хомячков:Впрочем, не может быть, чтобы буржуазия победила!
(идиот - это уже случилось!)
Во-первых, это в Москве и Подмосковье рабочие живут более-менее сносно
(а квалифицированные даже зажиточно). В регионах все по-иному.
(на
деле же всё по-Кунгурову: если зажиточные хоть по-мещански протестуют
вместе с "п..датыми шубами" - голосуя за КПРФ, СР и крича "верните нам
выборы" - что хотя бы чуть-чуть нам в кассу- то работяги тупо голосуют
зха ЕдРо, веря в пропаганду с ТВ, которое они смотрят когда не бухие) а К тому же, в условиях кризиса буржуазия все больше и больше давит на пролетариат.
(мало
давит - и постепенно - варят как лягушку на медленном огне, так что
проснутся рабочие только если всё вмиг рузхнет - и они останутся перед
выбором "Коммунизм или смерть") И когда-нибудь (когда совсем уж допечет) проснется наш Рабочий и снесет Капитализм к чертям.
Я в это
верю. Иначе зачем жить?
(ага
- и вот наш марксонутый едет в шевроле на дачу, моется в бане, смотрит
ТВ - и всё верит, что пролетариат вот-вот проснётся. Впрочем, хотя он
правильно пишет о психологии пролетариев - у него, хомячка, она
абсолютно такая же - всё ждёт, что Дед Мороз под ёлочку коммунизм
принесёт.)http://forum-msk.org/material/region/8082056.html