Китаисты ВИИЯКА
сделали перевод Закона КНР о внешней торговле от 1994 года вступившего в
силу 1 июля 2004 года и действующего до сих пор. Принятие данной
редакции Закона - несомненно результат вступления КНР в ВТО в 2001 году.
Посмотрим, чем характерен этот документ, в котором, кстати, собственно
аббревиатура «ВТО» не упомянута ни разу ни по-китайски, ни по-английски.
О некоторых правилах внешней торговли КНР обеспечивающих национальные экономические интересы, в условиях членства Китая в ВТО
Китай не боготворит ВТО и её правила, оставляя за собой право на адекватный ответ в случае ущемления своих интересов: «если
какое-либо государство или регион вводит в отношении КНР внешнеторговые
запреты, ограничения дискриминационного характера либо принимает в
отношении неё иные подобные меры, КНР может, исходя из фактической
ситуации, принять адекватные меры в отношении такого государства либо
такого региона» (статья 7). Никакие
иноземные блага либо наоборот, потребности иноземцев, даже в рамках ВТО
не заставят Китай действовать в ущерб своей государственной,
общественной безопасности, безопасности своих граждан, флоры и фауны,
окружающей среды, в ущерб своим природным ресурсам, промышленности и
сельскому хозяйству, финансовой системе и т.д. Как сказано в статьях 14 и 16,
Китайское государство разрешает свободный импорт и экспорт товаров и
техники, если иное не определено законами, административными
законоположениями, но при определённых условиях вправе ограничить, либо
запретить такой импорт или экспорт. К указанным условиям в частности
относятся: 1) необходимость защиты безопасности страны, интересов общества либо общественной морали; 2) необходимость охраны здоровья либо безопасности людей, жизни либо здоровья животных, растений, охраны окружающей среды; 3) необходимость реализации мер, связанных с импортом или экспортом золота либо серебра; 4)
необходимость учёта дефицита снабжения на территории КНР либо
необходимость эффективного сохранения на территории КНР тех природных
ресурсов, которые могут быть полностью исчерпаны; ...7) ограничение импорта, вызванное необходимостью создания либо ускорения создания на территории КНР особой промышленной отрасли; 8)
ограничение импорта, необходимое в отношении любых видов продукции
сельского хозяйства, животноводства, рыболовства на территории КНР; 9)
ограничение импорта, необходимое для обеспечения стабильного
финансового положения государства на международном рынке и для
обеспечения баланса доходов и расходов государства на международном
рынке; 10)
ограничение импорта или экспорта либо запрет на импорт либо экспорт в
иных случаях, предусмотренных законами, административными
законоположениями КНР. Согласно статье 26
аналогичные правила по ограничению и запрету со стороны государства
распространяются и на соответствующие торговые операции на международном
рынке услуг. Особые права возникают у китайского государства-члена ВТО в
отношении импорта и экспорта опасных товаров, техники, а также в период
войны. В статье 17 говорится: «Для
защиты своей безопасности государство может принимать любые необходимые
меры в отношении импорта и экспорта товаров, техники, связанных с
расщепляющимися, соединяющимися материалами либо с их производными, а
также в отношении импорта и экспорта, связанного с оружием, боеприпасами
либо иными материальными ресурсами военного назначения. В период войны
либо в интересах защиты мира и безопасности на международной арене
государство может принимать любые необходимые меры в сфере импорта и
экспорта товаров, техники». Те же, что и в статье 17, правила распространяются согласно статье 27 и в отношении торговых операций на международном рынке услуг. Думается,
что в свете данных положений китайское государство вряд ли согласится
на уговоры других членов ВТО, скажем, разместить на своей территории
свалку ядерных отходов либо устроить перевалочные базы для
транспортировки через свою территорию иностранного военного снаряжения и
боеприпасов. Китайское государство стоит и довольно жёстко на страже прав интеллектуальной собственности своих организаций и граждан. В статье 29 об этом сказано так: «Государство
защищает права интеллектуальной собственности, относящиеся к внешней
торговле, согласно законам, административным законоположениям КНР об
интеллектуальной собственности. Если импорт товара нарушает права
интеллектуальной собственности и наносит ущерб порядку ведения внешней
торговли, компетентные внешнеторговые органы Госсовета КНР могут в
частности принять меры, запрещающие в течение определённого времени
импортировать соответствующий товар, который нарушитель производит и
реализует». А в статье 31 сказано следующее: «Если
в сфере защиты прав интеллектуальной собственности другие государства
либо другие регионы не предоставляют национальный статус юридическим
лицам, иным организациям либо физическим лицам, КНР либо не могут в
полной мере обеспечить эффективную защиту прав интеллектуальной
собственности в отношении товаров, техники, услуг, поступающих из КНР,
компетентные внешнеторговые органы Госсовета КНР могут согласно
положениям настоящего Закона, других соответствующих законов,
административных законоположений КНР, а также согласно международным
договорам, соглашениям, которые заключила либо в которых принимает
участие КНР, принять необходимые меры в отношении торговли с такими
странами либо регионами». Нарушения
в сфере внешней торговли, наносящие ущерб интересам КНР, тщательно
расследуются, при этом не исключается открытый протекционизм в отношении
своих, китайских хозяйствующих субъектов внешней торговли. В статье 37 об этом сказано так: «Для
обеспечения порядка ведения внешней торговли компетентные
внешнеторговые органы Госсовета КНР могут самостоятельно либо совместно с
другими соответствующими органами Госсовета КНР и согласно законам,
административным законоположениям КНР проводить расследования по
нижеперечисленным фактам: 1)
если импорт и экспорт товаров, импорт и экспорт техники, торговые
операции на международном рынке услуг влияют на состояние и
конкурентоспособность производства на территории КНР; 2) если соответствующими государствами и регионами устанавливаются торговые барьеры; 3)
если расследование необходимо для вывода о целесообразности согласно
закону оказывать помощь в сфере внешней торговли путём принятия таких
мер, как антидемпинговые, антисубвенционные либо протекционистские; ... 5) если в сфере внешней торговли затронуты соответствующие интересы безопасности государства; ... 7) если расследование необходимо в иных случаях, влияющих на порядок ведения внешней торговли». Статья 41 расшифровывает, в каких именно случаях применяются протекционистские меры: «Если
товары других государств или регионов поступают на рынок КНР по
демпинговым ценам, заниженным по сравнению с обычными ценами, что
наносит реальный ущерб уже существующим в Китае отраслям производства
или создаёт угрозу нанесения реального ущерба таким отраслям
производства либо создаёт реальные препятствия для формирования в Китае
таких отраслей производства, государство может принять антидемпинговые
меры для ликвидации либо уменьшения такого ущерба или для ликвидации
либо уменьшения таких препятствий». Статья 42 продолжает эту мысль: «Если
товары других государств или регионов экспортируются на рынки третьих
стран по ценам, заниженным по сравнению с обычными ценами, что наносит
реальный ущерб уже существующим в Китае отраслям производства или
создаёт угрозу нанесения реального ущерба таким отраслям производства
либо создаёт реальные препятствия для формирования в КНР таких отраслей
производства, то по запросам указанных отраслей производства в Китае
компетентные внешнеторговые органы Госсовета КНР могут вести
консультации с правительствами названных третьих стран, требуя принятия
последними надлежащих мер». Здесь
ключевое слово – «требуя», то есть, активно, если не сказать,
агрессивно защищая свои экономические интересы уже за пределами КНР.
Далее полностью цитирую статьи 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49. «Статья 43. Если
на импортируемые товары прямо или косвенно распространяются в любой
форме целевые субвенции государств-экспортёров либо регионов-экспортёров
данных товаров, что наносит реальный ущерб уже существующим в КНР
отраслям производства или создаёт угрозу нанесения реального ущерба
таким отраслям производства либо создаёт реальные препятствия для
формирования в КНР таких отраслей производства, государство может
принять антисубвенционные меры для ликвидации либо для уменьшения такого
ущерба или угрозы такого ущерба либо для ликвидации или уменьшения
таких препятствий». Остаётся
добавить, что субвенция - это денежная помощь государства, выделяемая
на определённые цели и на определённый срок и подлежащая возврату
государству в случае использования не по назначению и не в установленные
сроки. «Статья 44.
Если объём импортируемых товаров значительно возрастает, что наносит
серьёзный ущерб либо создаёт угрозу нанесения серьёзного ущерба тем
отраслям производства в Китае, которые производят аналогичные товары,
или чьи товары прямо конкурируют с названными импортируемыми товарами,
государство может принять необходимые протекционистские меры для
ликвидации или уменьшения такого ущерба либо угрозы такого ущерба и,
кроме того, может оказать необходимую поддержку указанным отраслям
производства в Китае. Статья 45.
Если возрастает объём услуг, предоставляемых в КНР из других стран и
регионов, что наносит серьёзный ущерб либо создаёт угрозу нанесения
серьёзного ущерба тем отраслям производства в Китае, которые
предоставляют аналогичные услуги, или чьи услуги прямо конкурируют с
предоставляемыми в КНР из других стран или регионов указанными услугами,
государство может оказать необходимую помощь, ликвидируя либо уменьшая
ущерб или угрозу такого ущерба. Статья 46.
Если объём ввозимых на рынок КНР товаров значительно возрастает из-за
того, что третьи страны ограничивают свой импорт, что наносит ущерб уже
существующим в КНР отраслям производства или создаёт угрозу нанесения
ущерба таким отраслям производства либо создаёт препятствия для
формирования в Китае таких отраслей производства, государство может
оказать необходимую помощь, ограничивая импорт указанных товаров,
ввозимых на рынок КНР. Статья 47.
Если государства либо регионы, заключившие с КНР торгово-экономические
договора, соглашения либо совместно с КНР участвующие в
торгово-экономических договорах, соглашениях, нарушают положения данных
договоров, соглашений, что ведёт к утрате интересов КНР согласно данным
договорам, соглашениям либо к причинению ущерба таким интересам или к
созданию препятствий на пути реализации КНР целей, предусмотренных
данными договорами, соглашениями, правительство КНР имеет право
потребовать от правительств соответствующих стран или регионов принять
надлежащие меры по исправлению ситуации, а также может приостановить
либо прекратить исполнение соответствующих обязательств по
соответствующим договорам, соглашениям». И
снова подчёркивается, что при угрозе экономическим интересам КНР теперь
уже не соответствующие органы Госсовета КНР, а собственно Госсовет -
правительство КНР имеет право «потребовать» от иностранных правительств
исправить невыгодную для себя ситуацию. Но текущая работа по
урегулированию спорных внешнеторговых вопросов лежит всё на тех же
компетентных внешнеторговых органах Госсовета КНР, которые, как следует
из статьи 48, «согласно положениям настоящего Закона и других
соответствующих законов проводят двусторонние и многосторонние
консультации, переговоры и ведут работу по урегулированию спорных
вопросов в сфере внешней торговли». Административная функция «компетентных внешнеторговых органов Госсовета КНР и других соответствующих органов Госсовета КНР», согласно статье 49, в том числе заключается в «создании
механизмов раннего оповещения об экстренных ситуациях в сфере импорта и
экспорта товаров, импорта и экспорта техники, торговых операций на
международном рынке услуг, в обязанности реагировать на чрезвычайные
ситуации в сфере внешней торговли, защищать экономическую безопасность
страны». Вот
так. Не больше и не меньше. Теперь становится понятно невероятное
упорство китайцев на разного рода внешнеторговых переговорах. Китайский
бизнес и китайское государство перед чужеземцами становятся единым
целым: бизнесмены не только преследуют собственную выгоду, но и пекутся
об интересах государства, а государство, не боясь испортить отношения с
другими странами, активно защищает на международной арене своих
бизнесменов. По-моему, весьма полезная информация для заинтересованных накануне вступления России в ВТО.
Александр Викторович Шитов.
|