Если сохранится та динамика, которая наблюдалась в 2010-2013 годах, то к
2022 году из розничной торговли полностью исчезнут непродовольственные товары украинского производства.
Данные о структуре товарооборота торговой сети предприятий
(юридических лиц) в первом полугодии 2013 года, опубликованные
Госстатом, говорят о дальнейшем снижении доли товаров украинского
производства в общем объеме продаж потребительских товаров. Если тремя
годами ранее, в январе-июне 2010 года, товары, произведенные на
территории Украины, составляли в товарообороте торговой сети предприятий
67%, то в 2011 году в те же месяцы эта доля снизилась до 64%, в 2012-м —
до 60,3%, в 2013-м — до 58,3%. Всего за три года произошло падение на
8,7 процентных пункта. То есть, за этот весьма короткий срок украинские
товаропроизводители потеряли 8,7% украинского рынка, вытесненные импортом. Наибольший
вклад в эту негативную динамику внесли непродовольственные товары. В
первом полугодии 2010 года доля отечественных производителей в общем
объеме продаж непродовольственных потребительских товаров составила
53,4%, а в первом полугодии 2013-го она снизилась до 40,1%. Падение на
13,3 процентных пункта за три года. Нетрудно подсчитать, что если эти
темпы сохранятся, то доля украинских товаропроизводителей на украинском
рынке сократится до 0% всего лишь за девять лет. Киев, Донбасс, Одесса — и далее везде Конечно,
это грубая оценка — она не учитывает неравномерности падения по
регионам и по группам товаров. Используя данные Госстата, можно
составить ТОП-10 регионов, где украинские непродовольственные товары
наиболее быстро вытесняются импортными.
Винницкой области до полной победы промтоварного импорта осталось
только четыре года, Волынской и Киевской областям — менее шести лет,
Донецкой, Ровенской, Луганской, Одесской областям и городу Киеву — не
более семи лет. В столице доля украинских товаров в общем объеме продаж промтоваров
уже сократилась до 28,2%, в Донецкой, Луганской, Одесской областях —
соответственно до 33,1%, 35,3% и 37,7%. Если за семь лет отечественные
непродовольственные товары будут полностью вытеснены из Киева, из
Донбасса, из Одессы, то производство промтоваров в Украине вообще
потеряет смысл, а соответствующие предприятия закроются. Этот процесс
будет лавинообразным. Снижение объемов продаж будет вынуждать
предприятия сокращать объемы производства,
а это, в свою очередь, приведет к росту себестоимости продукции и будет
вынуждать предприятия повышать цены — после чего их товары вообще
лишатся покупателей. Поэтому девять лет и даже семь лет — это на самом
деле завышенные, излишне оптимистичные оценки. Украинской останется только пресса Аналогичным образом можно составить ТОП-5 групп промтоваров, которые наиболее быстро вытесняются импортом.
Уже практически вымерло отечественное производство компьютерной техники
— за три года его доля на украинском рынке сократилась с 10,1% до 1,1%.
Вдвое, с 21,3% до 10,5%, за три года сократилась доля автомобилей и
автотоваров, выпущенных на территории Украины, — таким образом, при
сохранении этих темпов еще через три года будет 0%. Отечественная одежда
лишится покупателей за четыре года, посуда — за семь лет, смазочные
материалы — менее чем за восемь лет. Однако это еще не полная картина вымирания, поскольку ряд товарных групп уже почти полностью вытеснены импортом.
Помимо компьютерной техники, одежды и автомобилей очень низкую долю
украинского производства имеют также обувь (2,4%), аудио- и
видеооборудование (5,3%), электробытовые (12%) и спорттовары (19,7%). По
сути, в этих товарных группах лишь отдельные виды товаров (пока еще)
производятся в Украине, а остальные товарные позиции заняты
исключительно импортом. Только в шести группах промтоваров доля украинских производителей
превышает 50%. Это книги, газеты, журналы (90,3%), ювелирные изделия
(81,2%), стройматериалы (59,3%), смазочные материалы (54,6%), мебель
(51,2%) и фармацевтические товары (50,7%). О смазочных материалах уже
говорилось, что в них доля отечественной продукции падает очень быстрыми
темпами. Но и в других группах происходит сокращение украинской доли,
за единственным исключением: свои лидерские позиции из года в год
укрепляют украинские издатели книг,
газет и журналов (печатных и на электронных носителях). Их доля в 2009
году составляла 85,6%, в 2012-м выросла до 89%, а в первом полугодии
2013-го — до 90,3%. По-видимому, смогут удержать если не все, то почти все свои нынешние позиции отечественные ювелиры
(их доля на рынке в предыдущие четыре года колебалась в пределах
81,8-85,8%, в первом полугодии 2013-го составила 81,2%) и фармацевты (их
доля снизилась ненамного — с 52,4% в 2009-м до 50,8% в 2011-2012 годах и
до 50,7% в первом полугодии 2013-го). Однако во всех остальных группах
промтоваров позиции украинских производителей или уже слабы, или
ослабевают быстрыми темпами. Когда оптимизм хуже пессимизма Чтобы
сделанные выше прогнозы не сбылись, необходимо прежде всего о них
говорить. Украинцы должны знать о том, что отечественный рынок
промтоваров уже почти на 60% завоеван импортом, хотя в 2009 году доля
импорта составляла 45,3%. Если новая волна экономического кризиса будет
усугубляться дальнейшим наплывом импортных товаров, это попросту
уничтожит украинских товаропроизводителей. Через несколько лет спасать
будет уже некого. Говорить об этом должно в первую очередь правительство. И не только говорить, но и предпринимать решительные меры для защиты внутреннего рынка.
Как это уже много лет — и весьма успешно — делает, например, Турция.
То, что в украинских маркетах появилось много турецких товаров, — это
прямое следствие протекционистской политики турецкого правительства по
отношению к своим товаропроизводителям. Окрепшие благодаря
государственной защите, они смогли не только вернуть себе турецкий
рынок, но и осуществлять все более успешную экспансию на рынки других
стран. Причем этому не мешают ни членство Турции в ВТО, ни таможенный
союз (с режимом зоны свободной торговли) между Турцией и ЕС, действующий
с 1996 года. Для Украины турецкий опыт сейчас особенно актуален. Но не менее важно, чтобы украинские власти сами подавали пример
украинцам. Пока что самым громким был противоположный пример — покупка
«хюндаев» вместо поездов Крюковского вагоностроительного завода. Месяц
назад этот завод был вынужден сократить рабочую неделю
с пяти дней до трех из-за отсутствия спроса на продукцию. Это уже не
просто пример, это символ того, как правительство выбирает приоритеты. С потребительскими товарами такая же ситуация. Государственный
аппарат с каждым годом наращивает, количественно и качественно, свое
компьютерное оснащение. Однако от правительства и местных
госадминистраций не слышно о закупках оргтехники украинского
производства (хотя бы украинской сборки). Потому и не удивляют цифры
Госстата: за январь-июнь текущего года сети розничной торговли продали
компьютеров на 1,88 млрд грн, в этой сумме объем продукции произведенной
на территории Украины, составил всего-навсего 21 млн грн, то есть 1,2%,
хотя в 2009 году было 11,7%. Не слышно и о госзакупках продукции
украинского автопрома — и потому не удивительно падение его доли на
отечественном авторынке с 24,3% в 2009 году до 10,5% в первом полугодии
2013-го. На следующий год Министерство экономического развития и
торговли составило прогноз с двумя сценариями, которые оно назвало
пессимистическим и оптимистическим. По сценарию, названному
пессимистическим, импорт товаров в Украину вырастет на 4%, а экспорт из Украины
— на 4,8% (то есть более высокими темпами, чем импорт), объем импорта
превысит объем экспорта на 20,3%. А по сценарию, который Минэкономики
назвало оптимистическим, импорт товаров в Украину вырастет на 6,9%, а
экспорт из Украины — на 5,8% (то есть менее высокими темпами, чем
импорт), объем импорта превысит объем экспорта на 22,4%. Это именно тот
случай, когда оптимизм хуже пессимизма. Конечно, важны не только общие объемы экспорта и импорта товаров, но и
показатели конкретно по сегменту потребительских товаров, а также доля
товаров украинского производства в товарообороте торговой сети
предприятий. Однако эти цифры вообще не входят в число тех «основных
прогнозных макропоказателей экономического и социального развития
Украины», которые составляет Минэкономики для Кабмина. Выбирая
приоритеты, правительство попросту проигнорировало проблему защиты внутреннего рынка. Потому оно о ней и не говорит. Продовольственная программа По
сути, правительство программирует наплыв импорта в Украину.
Программирует по каким-то своим макроэкономическим соображениям, не
считая нужным поделиться ими с согражданами. Проблемы отечественных товаропроизводителей
замалчиваются, словно от этого они исчезнут. Примером того, как
желаемое выдается за действительное, может служить недавнее (26
сентября) заявление Николая Азарова о том, что «урожай полностью
позволяет обеспечить потребности украинцев в сельхозпродукции». Услышав такие слова, можно подумать, что на продовольственном рынке у
нас ситуация благополучная. Действительно, она лучше, чем на рынке
промтоваров, но развивается она в ту же самую сторону: импорта
становится все больше. И если об этом не говорить, а заявлять о «полном
обеспечении потребностей украинцев», то ухудшение продолжится. В
2009 году доля украинской продукции в общем объеме продаж
продовольственных товаров в торговой сети предприятий составляла 88,4%, в
2010-м она снизилась до 88,2%, в 2011-м — до 87,2%, в 2012-м — до
86,3%, в первом полугодии 2013-го — до 85,5%. Почти 15% импорта — это не
мало, и уж точно это не 0%. А список товаров, в которых импорт занимает
более 15% (и соответственно доля отечественного производства составляет
менее 85%), впечатляет своим разнообразием.
По большинству из этих позиций — таким как кофе, фрукты, рыба, вино,
макароны, овощи, водка, сыр — импорт отвоевал себе за последние три с
половиной года 6-12% украинского рынка, в дополнение к той доле, которую
он уже имел в 2009 году. Никакой урожай эту тенденцию не переломит —
только целенаправленная политика правительства.
http://economics.lb.ua/state/2013/10/07/231712_proizvodstvo_promtovarov_ukraine.html
|