Правление
оранжевых путчистов во главе с Ющенко и Тимошенко показало их тотальную
зависимость от Запада. Фактически Украиной минувшие 5 лет управляли США
и НАТО через механизмы МВФ и ВТО. Под прикрытием националистических
лозунгов о соборной, суверенной и независимой Украине, все суверенные
права нашей страны, в том числе денежно-кредитная и бюджетная
политика, были переданы США. Такой курс внутренней и внешней политики
закономерно привел Украину к катастрофе.
Поэтому ПСПУ вела жесточайшую борьбу с оранжевой хунтой, борясь с проводимым ими курсом внутренней и внешней политики Украины.
Предвыборная
кампания Виктора Януковича была построена на жестокой критике и
непрофессионализме оранжевых, на гарантиях того, что бело-голубые
осуществят коренной поворот, приведут профессионалов к управлению
государством.
На пути борьбы с оранжевыми и я лично, и ПСПУ поддержали Виктора Януковича.
Однако,
немного разморозив отношения с Россией, Виктор Янукович так и не
изменил курс внутренней и внешней политики, не изменил сущность
денежно-кредитной и бюджетной политики.
Остался
прежним курс Украины на евроинтеграцию и вступление в НАТО. Осталась
прежняя экономическая модель, определенная МВФ. Осталась прежней
политика открытого рынка, определенная ВТО.
Макроэкономические
показатели Украины и бюджет на их основе во многом определялся тем,
вступит ли Украина в Таможенный союз и ЕЭП с Россией, Белоруссией и
Казахстаном, или при декларациях об улучшении отношений с ними,
продолжит курс на евроинтеграцию. И Янукович, и Азаров отказались от
предложений Путина вступить в Таможенный союз и однозначно заявили о
своем евроинтеграционном выборе.
Это
нанесло жесткий удар по бюджетному процессу, так как не обеспечило
отечественным производителям беспошлинного выхода на громаднейший рынок
России, Белоруссии и Казахстана.
Ограничив
себя в развитии экономики, новая власть Украины пошла курсом оранжевых
на выпрашивание кредитов у МВФ под их разрушительные для нашей
экономики условия, пошла на громадное увеличение государственного долга
Украины. В соответствии с принятым бюджетом на 2010г., государственный долг Украины увеличится с 23% ВВП в 2009г. до 27%
ВВП в 2010г. (ст.10) Это громадный годовой скачок во внешних
заимствованиях. А с учетом того, что государственные гарантии Кабинета
Министров под долговые обязательства частных структур возрастут в
2010г. (ст. 13) до 45 млрд грн. (по сравнению с 37 млрд. грн. в 2009г.), то это значительно усиливает долговую зависимость Украины от внешних кредитов.
Кроме внешних займов, основные доходы государственного и местных бюджетов планируется пополнить за счет приватизации (10,3 млрд грн), увеличения налогового пресса и рентных платежей.
Вызывающим
ноу-хау в бюджетном процессе, попирающим Конституцию Украины, является
п. 7 Заключительных положений Государственного бюджета Украины на 2010
год:
7. З метою зменшення дефіциту бюджету
у 2010 році надати право Кабінету Міністрів України приймати рішення
щодо перегляду деяких розмірів виплат, визначених законодавством, та по
інших законодавчих актах, які передбачають додаткові видатки з
державного та місцевих бюджетів.
Установити,
що норми діючих законодавчих актів застосовуються у разі, якщо вони не
суперечать вищезазначеним рішенням Кабінету Міністрів України.
Фактически
– это конституционный путч. Фактически, принятием бюджета на 2010 год
Партия регионов, КПУ и Блок Литвина осуществили конституционный путч,
аналогичный 1992-му году, когда премьер-министра Леонида Кучму наделили
правом указами вместо законов, принимаемых Верховным Советом Украины,
регулировать все социально-экономические вопросы.
Этот
пункт бюджета грубейшим образом противоречит Конституции Украины (ст.
ст. 19 и 95), Бюджетному кодексу Украины (ст. 4), решениям
Конституционного суда Украины от 20 марта 2002г. N5-рп/2002, от 9 июля
2007 г. N6-рп/2007 и от 22 мая 2008г. N 10-рп/2008. Конституционный суд
Украины установил, что законом о Госбюджете не могут вноситься
изменения, останавливаться действие действующих законов Украины, а
также устанавливаться иное (дополнительное) правовое регулирование
отношений.
Регионалы,
коммунисты и литвиновцы обязаны знать юридическую иерархию, которая
определила, что высшим законом является Конституция Украины, далее –
законы, принимаемые исключительно Верховной Радой Украины, и лишь потом
– нормативно-правовые акты Кабинета Министров Украины, в полномочия
которых входит реализовывать законодательство, а не отменять или
корректировать его.
Принятая
норма бюджета (п.7 Заключительных положений) неконституционным способом
передает всю полноту власти в ручное управление Кабинету Министров
Украины.
Методом
ручного управления Кабинет Министров будет сокращать законодательством
установленные гарантии, прежде всего в социальной сфере (политика
заработной платы, пенсии, социальных выплат для малообеспеченных,
чернобыльцев, афганцев, инвалидов и др.), что жестко требует МВФ под
условия получения кредита. Бюджет и так не обеспечивает роста
минимальной заработной платы (ст. 53) и пенсии (ст. 52) в соответствии
с ростом стоимости жизни. В бюджет заложен рост месячной минимальной зарплаты за год с 869 до 922 грн., т.е. на 6%, и пенсии с 695 до 734 грн – также на 6%, тогда как планируется на 2010 г. инфляция в 13%
(понятно, что на продукты питания и товары первой необходимости рост
цен будет не менее 20%). Кроме того, планируемое повышение минимальной
зарплаты и пенсии не компенсирует 9%-е снижение их реального уровня в
2009г.
Это бюджет социального обнищания и усиления эксплуатации трудящихся.
Поскольку бюджетом вводится почасовая минимальная оплата труда (ст. 53) в размере от 5,2 до 5,52
грн, то честно проработав 40-часовую рабочую неделю, трудящийся за 4
недели не сможет заработать минимальную заработную плату (так 5,29 за час работы в мае, умножив на 40 часов в неделю и на 4 недели, получаем 846,4 грн за месяц). Чтобы заработать минимальную зарплату (884 грн в мае), необходимо как минимум каждую неделю работать на 2 часа больше, чем установлено трудовым законодательством.
Очевидно,
что под установленные чуть повышенные уровня минимальной заработной
платы, готовится введение правительством драконовского Трудового
кодекса с 48-часовой неделей. Вот в чем суть механизмов роста
эксплуатации. Вот за что наряду с олигархией проголосовали украинские
коммунисты, так называемые защитнички интересов трудящихся.
Олигархия
Украины договором с Россией по газу обеспечила рост своих доходов. Если
вспомнить, что в 2009-м кризисном году, миллиардеры и мультимиллионеры
удвоили свои капиталы, то бюджет 2010 позволит им утроить свои
капиталы. То есть, вся антикризисная суть принятого бюджета – это
покрытие кризисных явлений за счет трудящихся.
В условиях тяжелейшего экономического кризиса из бюджета 2010 выделяется 6,7 млрд грн для финансирования футбольного чемпионата Евро 2012 (п. 4 ст. 74). Это ровно столько, сколько выделяется на развитие военно-промышленного комплекса (1,5 млрд) инноваций в реальном секторе экономики (1,8), инвестиционных проектов социально-экономического развития регионов (2,3) и на реформирование всего жилищно-коммунального хозяйства Украины (1,1 млрд) вместе взятых!
Введя акцизы на бензин и всю винно-водочную и табачную продукцию,
правительство залезло в карманы простых граждан и простимулировало
опаснейшие процессы. Можно было бы согласиться, если бы акцизы были
введены на дорогие сорта марочных вин, коньяка и других алкогольных
напитков, тогда бы акциз стал дополнительным налогом на богатых. А так
будет рост самогоноварения и паленой водки. И вместо 10 тысяч будут от
этого погибать 20 тысяч человек в год.
Заложенный в бюджет механизм возврата налога на добавленную стоимость (ст.25) подрывает экономическую активность субъектов хозяйственной деятельности. Первая часть ст. 25 гласит:
"Здійснити
відшкодування податку на додану вартість платникам, у яких суми податку
задекларовані до відшкодування до 1 травня 2010 року, підтверджені
перевірками та не відшкодовані на дату набуття чинності цим Законом,
шляхом її оформлення облігаціями внутрішньої державної позики понад
обсяги, встановлені додатком N2 до цього Закону, з відповідним
коригуванням граничного обсягу державного боргу, визначеного статтею 10
цього Закону, з терміном обігу п?ять років".
Вместо обещанного стимулирования роста реального производства, это еще одна мощная подножка производителям.
Это, безусловно, отразится на доходах местных бюджетов.
А с учетом увеличения изъятия налоговых поступлений в центр, финансовое
положение органов местного самоуправления станет еще хуже.
Выше
названные – далеко не все мины, заложенные в бюджет 2010. С учетом
достигнутых договоренностей с Россией по уменьшению цен на газ и
обещанных кредитов МВФ, какое-то время Украина еще сможет продержаться.
Но это не надолго. Украину ждут не меньшие экономические и социальные
потрясения, чем Грецию, Португалию, Испанию.
Порочный государственный бюджет многократно усугубит положение страны такими же порочными местными бюджетами.
Новый
президент Украины Янукович, парламентская коалиция и правительство
Азарова так и не поняли, что без радикальных перемен Украину не спасти.
Наталия Витренко,
|