Среда, 04.12.2024, 12:12
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Наш опрос
Как вы относитесь к союзу Украина-Белорусь-Россия?
Всего ответов: 1877
Посещений

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
 
Главная » 2012 » Июль » 10 » Почему уничтожается "Чудо Тимбукту"
Почему уничтожается "Чудо Тимбукту"
21:17
Почему уничтожается "Чудо Тимбукту"

Уже несколько дней мусульманские экстремисты бушуют в легендарном Тимбукту на Нигере, в одной из исламских святынь. Каковы их мотивы и что за этим стоит? Что скрывают святыни? Комментарий нашего исламского эксперта.


Мечеть Джингеребер на юге Тимбукту. Мавзолей одного святого поблизости также был разрушен.

Именно эти глинобитные постройки имеющие высокую художественную ценность, сделали город-оазис на южной границе Сахары местом паломничества многочисленных исследователей Африки. Недавно весь комплекс получил из рук ЮНЕСКО статус Культурного мирового наследия. Нынче же, гражданская война в Мали, грозит уничтожением Тимбукту, чей возраст насчитывает более 1000 лет.  На языке туарегов название это означает "источник женщины с прекрасным пупком"

Наёмники и радикальные полит-мусульмане

Многие из кочевников пустыни служили в Ливии в качестве наёиников, вплоть до падения Каддафи, ему или его противникам. После возвращения домой они повернули своё оружие против темнокожего африканского руководства в Мали. Вместе со своими первоначальными союзниками, а нынче соперниками - организацией Ансар-ад-Дин (Служители веры). Это радикальные полит-мусульмане в союзе с североафриканским отделением Аль-Каиды. Они уже разрушили половину из 16-ти знаменитых святынь города. Сейчас они не остановятся и перед разрушением всемирно известных ульеобразных мечетей.

Однако как же это происходит, что мусульмане уничтожают исламские священные постройки? Наиболее известный из последних случаев подобной кровожадности - это Афганистан во времена ужасного правления Талибана. 11 лет назад там были взорваны монументальные скульптуры Будды в Бамиане. С точки зрения ислама они были "богохульными идолами". Однако в Тимбукту разрушаются архитектурные свидетели великого исламского периода 16 и 17 столетий. Под знаменем "чистого" ислама, поскольку его нужно восстанавливать "без оглядки" (на культуру и искусство).

Могила Евы в Джидде была разрушена уже в 1925

В борьбе против старо-арабского язычества с его изображениями богов под еврейским влиянием, Мохаммед объявил абсолютный запрет любых изображений. Он действует в исламе по сей день. Однако вскоре преклонение перед святыми обоих полов на их могилах всё же победило запрет. Первоначально этот культ пришёл из шиитских конфессий и широко распространился именно в исламизированной Африке. В народной религии там играла и играет огромную роль "Марабу" (могила святого), имеющая большее значение, чем сами мечети. 

В противоположность этому, вот уже 300 лет формируется пуританское течение: ваххабизм. Наибольшую победу он одержал в Саудовской Аравии. Когда в 1925 году мусульмане покорили "Святые земли" с Меккой и Мединой у Красного моря, то в Джидде в первую очередь была уничтожена легендарная  могила Евы. Но поскольку многие продолжали молиться на этом месте, то в 1975 году был забетонирован единственный возможный подход туда. Уничтожение горозило и могиле самого Мохаммеда в Медине. Однако позже ваххабиты удовлетворились лишь тем, что удалили золото и украшения с захоронения. (По-арабски Джидда - «праматерь» или «бабушка». Легенда гласит, что здесь была похоронена Ева. Согласно легенде, изгнанные из рая Адам и Ева пошли каждый своим путем: Адам окончил свои дни в Мекке, а Ева - в Джидде. Еще в средневековых хрониках арабские историки и географы описывали могилу Евы в этом городе. Сейчас на месте гробницы, которую ранее почитали, находится небольшое кладбище с рядом стандартных захоронений, но без надписей. Местная религиозная традиция запрещает их делать, прим. перев.)

Произведения салафистов

Под Ансар-ад-Дином в Тимбукту подразумевается салафистская ветвь ваххабизма. Выходкам их религиозного усердия способствует то, что по их понятиям "святые", похороненные в Марабу и мечетях являются  представителями не "чистого" ислама, а некоей местной африканской смешанной религии. Кроме того, здесь уже в 19 столетии сформировалось  движение джихада, объявившее священную войну этим "мусульманским фальшивкам". Тем не менее, до сих пор никто не осмелился сравнять с землёй последнее место успокоения "святых Тимбукту". Похоже что это произойдёт сейчас.


Оригинал статьи 


ПОДРОБНОСТИ

Примечание переводчика


Тимбукту в Мали - песочный город




На языке туарегов, жителей дельты африканской реки Нигер, «тим» означает колодец. Колодец же в Сахаре, одной из самых засушливых пустынь земного шара – это не только место, где из земли можно добыть воду, это – жизнь. По легенде, в незапамятные времена жила в излучине Нигера старая женщина по имени Букту. Женщина отличалась редким гостеприимством, поэтому арабские торговцы, ведущие караваны на север континента, с удовольствием становились на отдых у ее колодца. Со временем здесь выросло поселение, увековечившее Букту и ее колодец – легендарный город древности Тимбукту. Город был основан туарегами около тысячи лет назад и пережил расцвет, завоевание чуждыми племенами, упадок и длящееся до сих пор прозябание.

Расцвет

Период расцвета Тимбукту начался с покорения верховьев Нигера народом малинке (мандинго). У колодца устроили себе постоянное место жительства берберы-мусульмане, черные рабы и арабские торговцы, поселившиеся каждый в своей части города. Благодаря удобному географическому положению, Тимбукту быстро становился развитым торговым центром. Сюда привозились золотой песок, слоновая кость, кожа, орех колы, рабы и другие товары для отправки через Судан в северном направлении. В южном направлении в город поставлялись соль, шелковые ткани и другие предметы восточной роскоши.

Период наибольшего расцвета Тимбукту связан с именем правителя Мали (мансы) первой трети 14в по имени Мусса. Возвращаясь в 1325г. из хаджа в Мекку, манса решил надолго остановиться в городе. По его приказу здесь выстроили не дошедший до наших дней царский дворец, а также великолепные мечети. Именно тогда была возведена одна из достопримечательностей Тимбукту - мечеть Джингеребер.

Мечеть Джингеребер

Мечеть, как и большинство старинных зданий города, выстроена в так называемом «суданском стиле». Данную архитектуру характеризуют постройки из сырцового кирпича или из камней на глиняном растворе. Для суданского стиля отличительными чертами являются пилястры, расчленяющие фасады зданий, башни и минареты конические, или в форме усеченной пирамиды, главное визуальное отличие - торчащие наружу балки перекрытий. Снаружи такое строение весьма схоже с куличиком из песка, утыканным по наружным плоскостям спичками.



Мечеть Джингеребер в плане представляет собой четырехугольник. У нее плоская крыша, здание украшено глинобитными колоннами. Невысокий сужающийся кверху минарет снабжен поверху глиняными башенками. Верхушка минарета сильно пострадала от времени и непогоды. Углы здания содержат многочисленные башни в виде голов сахара, сделанные из той же глины. Во дворе мечети большое место занимает арабское кладбище.

В 15в Тимбукту становится видным центром торговли континента. Главные товары - текущие навстречу друг другу соль и золото. В процветающем городе открылся университет, состоящий из 180 медресе. В лучшие годы он вмещал до 2000 студентов. Город наполнили арабские ученые и книжники. Тимбукту был знаменитейшим учебным центром мусульманской части Западной Африки. Местные ученые завоевали непререкаемый авторитет в области риторики, правоведения, толкования Корана и медицины. Кроме того, они собрали обширную библиотеку. Остатки былой роскоши до сих пор хранятся в городе, насчитывающем, кроме государственных, более 60 частных библиотек и книжных коллекций. Здесь и сегодня можно найти античные греческие манускрипты.

Одно из древнейших медресе города находилось при мечети Санкоре, чей приземистый пирамидальный минарет поныне выделяется на общегородском фоне, в северо-восточной части поселения.

Мечеть Санкоре


Архитектурное решение мечети было создано андалузским поэтом Эс-Сахели. Квартал, где расположено строение, изначально был заселен крупными солеторговцами. Отличительная черта Санкоре – ее фасад. Декоративно вынесенные вперед, выступающие угловые столбы из обожженной черепицы украшены выступающими же капителями. Входные двери в мечеть, северо-восточную часть которой все сильнее засыпает песок, убраны древним мавританским орнаментом. Как и мечеть Джингеребер, Санкоре была полностью перестроена в 16в.

К 1492г. Тимбукту вошел в состав Сонгайской империи, достигшей наибольшего расцвета при правителе Мухамаде Аския. Во времена его правления в город съехалось большое количество ученых и мудрецов из Мекки и Каира, которых просвещенный монарх приближал к своему двору, сделав своими советниками. Приезжие с запада континента, из Магриба, на невольничьих рынках города выменивали рабов на сахарскую соль.

Упадок Тимбукту




Период процветания закончился для города в 1591г. Тимбукту был захвачен воинами марроканского султана, вооруженными невиданным здесь огнестрельным оружием. Цвет местного общества – ученых и книжников обвинили в предательстве и либо истребили, либо угнали в Марокко. Для защиты от набегов кочевников-берберов, султан оставил в городе вооруженный гарнизон, однако он, зачастую, не справлялся со своими обязанностями, и берберы захватывали и разграбляли город. Город постепенно хирел, количество его жителей потихоньку сходило на нет. Так продолжалось до 1893г., когда Тимбукту захватили французские колонизаторы.

Титмбукту и европейцы

Со времен великих географических открытий по Европе ходили слухи о городе в Африке, колыбели золота и мудрости – Тимбукту. Невероятно, сказочно богатым называли в своих записях этот город купцы постсредневековья. Наибольшие сведения почерпнули европейцы из записей Лео Африкануса, арабского торговца, жившего в первой половине 16 века. Он торжественно называл город «королевой пустыни» и описывал его, как поселение, улицы которого вымощены золотыми слитками, а жители – мудрецы и ученые. Европейцы, охочие и до золота, и до мудрости, неутомимо искали это вожделенное место. Французское Географическое общество даже объявило награду в 10000 франков тому европейцу, кто сумеет побывать в африканском Эльдорадо. Существенная оговорка: чтобы получить приз, необходимо было вернуться из путешествия живым. Мусульманские торговцы долгое время хранили местоположение города в секрете, поэтому случайно забредшие сюда европейцы обязаны были или принять ислам и натурализироваться, или умереть.



Первым попытку отыскать город официально предпринял британский офицер Александр Ленг. Целью и задачами его было не только обнаружить Тимбукту, но и подчинить его Британской короне. Заносчивый и самоуверенный, как всякий белый человек в Африке тех лет, в 1825г. он отправляется в экспедицию, одетый в парадный мундир гвардии Его Величества. Большей ошибкой было бы, наверное, только появиться у меккийской Каабы в сверкающих сапогах, шляпе и с вызолоченным крестом наперевес. В результате гордый британец вожделенный город все-таки нашел, но это стало последним деянием в его жизни. Загадочное исчезновение Ленга только подогрело интерес европейцев к тайне Тимбукту.

По следам англичанина отправляется француз Рене Кайо. Выучив арабский язык и обычаи мусульман, ему удается войти в «сказочный» город. И что же видит первооткрыватель «королевы пустыни»? Жалкие лачуги, мусор и грязь – вот все, что осталось на этом месте от золотого просвещенного века. Великая европейская мечта об обретении мудрости и богатства рухнула. Что не помешало практичным французам захватить город и объявить его подданным республики.

К началу 20в Тимбукту превратился в вымирающий город, каким до сих пор и является. В первые годы  века 21-ого население Тимбукту не достигало и 40 тысяч человек. О былом великолепии напоминают только старые дома, практически не претерпевшие изменений со времен расцвета города.

Архитектура старой части Тимбукту


Жилые дома 15 и 16вв постройки характеризуются узкими карнизами и фризами из песчаника или обожженной черепицы, горизонтально разделяющими фасады. Самые старые постройки щеголяют традиционными, искусно выпиленными полуциркульными мавританскими окнами по образцу марокканских. Деревянный дверной проем украшен искусными резными узорами, выкрашенными в красный и зеленый цвета. Перед входом в жилую часть дома располагается просторный вестибюль без окон. Стены обычно покрыты белой или светло-голубой краской, глинобитные полы присыпаны свежим песком, которого в пустыне всегда с избытком, в отличие от дерева. Крыши домов, поэтому, выложены короткими жердями.



Эти дома, мечети, да мудрость веков, изложенная в древних книгах, позволили ЮНЕСКО объявить Тимбукту объектом мирового наследия человечества. Было это в 1989г, а в 2000г. правительство крошечного, но чрезвычайно благополучного европейского государства Люксембург, совместно с рядом международных фондов, инициировали проект по изучению письменного наследия древнего города. В Тимбукту и его окрестностях до сих пор хранятся сотни тысяч рукописей, самые старые из которых восходят к 12в. Большинство трактатов написаны на арабском языке или на языке фула исламскими учеными, и посвящены астрономии, музыке и биологии. Велико также количество религиозной литературы и книг по вопросам нравственности и благочестия.

Даже вмешательство ЮНЕСКО не делает эту землю счастливее. Пустыня мало-помалу обратно отвоевывает территорию, некогда отобранную у нее людьми. Исследования журнала «Forbes» ставят Тимбукту в первую десятку городов, могущих к концу нашего века исчезнуть с лица земли. Горожанами, правительством Мали принимаются меры, способные отогнать пески и снова сделать землю зеленой, в частности, высаживая деревья. Но усилия эти малоэффективны, некоторые части города уже наполовину засыпаны песком…

Источник
| Добавил: sauron
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
SAURON_STUDIOS © 2024
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта
Информбюро ПСПУ Союзное движение 17 марта ПСПУ-Одесса ПСПУ-Одесская область Клуб МОРЖ СССР
Восход Официальный сайт ПСПУ г.Славянск Донецкой облсти Украина Газета ПСПУ Народная Оппозиция ПСПУ-Крым За ПСПУ!!! Киевская Русь Славяне, объединяйтесь! Руська ПРАВДА АКМ-Котовск |В|контакте АКМ-Котовск ОКТЯБРЬ24
  • официальный сайт Михаила Задорнова
  • Живой журнал Александра Харчикова

    Наши баннеры


    ПСПУ-Севастополь ПСПУ-Севастополь