Недавно один малоизвестный аспект государственного переворота на бывшей. Украине привлёк международное внимание: 28 июля расположенный в Калифорнии Оклендский институт опубликовал отчёт, из которого выясняется, что условие выдачи кредита Всемирного банка и Международного валютного фонда (МВФ) в 17 миллиардов долларов откроет б/Украину генетически модифицированным растениям (ГМ) и генетически модифицированным организмам (ГМО)
Доклад озаглавлен «Идя навстречу Западу: Всемирный банк и МВФ в украинском кризисе».
В конце 2013 года тогдашний президент Украины Виктор Янукович отказался от соглашения об европейской ассоциации, связанного с кредитом в $17 млрд. от МВФ, условия которого только сейчас начинают выясняться. Вместо этого Янукович предпочёл российский пакет помощи в $15 млрд. плюс скидку на российский природный газ. Его решение было основной причиной беспощадных протестов, которые привели к смещению его с поста в феврале 2014 года и продолжающемуся кризису.
Согласно институту Окленда, «В то время как на Украине запрещено использование генетически модифицированных организмов (ГМО) в сельском хозяйстве, Статья 404 Соглашения об ассоциации с ЕС, которая касается сельскохозяйственного производства, содержит положение, на которое осталось в целом незамеченным: оно указывает, среди прочего, что обе стороны будут сотрудничать в целях расширения сферы биотехнологий. Нет сомнения, что это положение отвечает ожиданиям агробизнеса. Как заметил Майкл Кокс, руководитель научно-исследовательских работ инвестиционного банка "Пайпер Джеффри", "Украина, и в более широком смысле Восточная Европа, – среди самых перспективных рынков роста для оборудования гиганта-производителя сельскохозяйственной техники Deere, а также для производителей семян Монсанто и Дюпон»[2].
От редакции. Монстанто особо выделяется ещё и потому, что в США без споров в официальных СМИ и дебатов в Конгрессе был принят т.н. «Закон о защите Монсанто» (HR 933). В результате «Монсанто», вместе с некоторыми другими корпорациями, производящими ГМО, официально стала выше законодательства США. Принятый закон о защите Монсанто» лишил федеральные суды возможности запретить выращивание и продажу генно-модифицированных продуктов, независимо от того, какой вред они наносят здоровью потребителей и окружающей среде. Даже если будет доказано, что те или иные продукты опасны для здоровья, никто не сможет помешать Монсанто продавать их людям, причём даже без соответствующей предупреждающей маркировки. Это беспрецедентное решение стало возможным, благодаря тайному сговору между коррупционными чиновниками и корпорациями[3]. Одновременно это говорит о лобистских возможностях корпорации. Мы уже публиковали единственное публичное интервью директора корпорации - Роберта Шапиро, показывающее, что Монсанто имеет влияние на самые высшие круги власти – и, судя по ряду признаков, являясь частью глобальной программы по сокращению населения на 6,5 миллиардов (!) человек.
Украинское законодательство запрещает фермерам выращивать ГМ-культуры. Долго считавшаяся «житницей Европы», Украина, обладающая богатыми чернозёмами, идеальна для выращивания зерновых, и в 2012 году украинские фермеры собрали более 20 миллионов тонн зерна пшеницы.
ИНВЕСТИЦИИ МОНСАНТО
В мае 2013 года Монсанто обнародовало планы инвестировать $140 млн. в завод по производству семян негеномодифицированной пшеницы на Украине, причём представитель Монсанто на Украине Виталий Федчук подтвердил, что «Мы будем работать только с обычными семенами», потому что «на Украине разрешены для производства и импорта только обычные семена»[4].
Но к ноябрю 2013 года 6 крупных ассоциаций сельхозпроизводителей подготовили проект поправок к закону, настаивая на «создании, проверке, перевозке и использование ГМО, в части ГМО-семян»[5]. Президент зерновой ассоциации Украины Владимир Клименко сказал на пресс-конференции в Киеве 5 ноября, что «мы могли бы обдумывать этот вопрос в течение длительного времени, но мы [совместно с сельскохозяйственными ассоциациями] подписали два письма, чтобы изменить закон о биобезопасности, в которых предложили легализовать использование ГМО-семян, которые «прошли проверку в Соединённых Штатах в течение длительного времени для наших производителей». (На самом деле ГМ-семена и ГМО никогда не проходили независимой долговременной проверки в США).
Проекты поправок ассоциаций сельхозпроизводителей совпадают с условиями соглашения об европейской ассоциации и условиями кредита от ВБ/МВФ.
Сайт sustainablepulse.com, который отслеживает новости о ГМО по всему миру, немедленно обрушился с критикой на поправки ассоциации сельхозпроизводителей, причём его руководитель Генри Роулэндс заявил: «Сельское хозяйство Украины серьёзно пострадает, если украинское правительство законодательно позволит применение ГМ-семян в стране. Их фермеры обнаружат, что теряют экспортные рынки из-за отрицательного отношения потребителей к ГМО-продукции как в России, так и в странах ЕС». Роулэндс сказал, что инвестиции Монсанто в Украину «вырастут до 300 миллионов долларов в течение нескольких лет. Хочет ли сельское хозяйство Украины полностью полагаться на успех или провал одной американской компании?»[6].
13 декабря 2013 года Джезуз Мадрацо, вице-президент Монсанто, отвечающий за международное сотрудничество, на американско-украинской пресс-конференции в Вашингтоне, округ Колумбия, сказал, что компания видит «значение создания благоприятной атмосферы [на Украине], которая стимулирует инновации и способствует дальнейшему развитию сельского хозяйства. Украина имеет возможность для дальнейшего развития потенциала производства обычных зерновых культур, на чём мы концентрируем усилия в настоящее время. Мы также надеемся, что на каком-то этапе биотехнологии – тот инструмент, который будет доступен для украинских фермеров в будущем»[7].
Как раз за несколько дней до слов Мадрацо, сказанных в Вашингтоне, «Монсанто Украина» запустила свою программу «социального развития» для страны, под названием «Зерновая житница будущего»[8]. Она предоставляет гранты деревенским жителям, с тем, чтобы они могли (по словам Монсанто) «почувствовать, что могут улучшить своё положение самостоятельно, вместо того чтобы ждать подачек».
В действительности, настоящая «подачка» – это то, что идёт Большому Американскому Агробизнесу по условиям займа ВБ/МВФ, которые, кроме открытия страны для ГМО-культур, также в дальнейшем снимут запрет на продажу богатых сельскохозяйственных земель Украины в частные руки[9].
Редакция обращает особое внимание на корпорацию Монсанто ещё и потому, что летом 2013 года эта корпорация наняла одно из подразделений частной военной компании Blackwater – чтобы следить за активистами, вытупающими против выращивания зерновых, содержащих ГМО и другой деятельности Монсато[10]. С тем учетом, что подразделения ЧВК Blackwater участвуют в карательной операции против Новороссии, то корпорация выглядит много более омерзительной, чем казалась ранее.
Морган Уильямс, президент и исполнительный директор Делового совета США-Украина, в марте интервью «International Business Times» отметил, что «Сельскохозяйственное производство Украины может стать золотым дном»[11]. Однако добавил, что «существует много аспектов в [украинском] бизнес-климате, которые необходимо изменить. Основной момент касается того, как убрать правительство из бизнеса…».
ДЕПЕШИ ВИКИЛИКС
В августе 2011 года WikiLeaks обнародовал американские дипломатические депеши, показывающие, что Госдеп США лоббирует по всему миру Монсанто и другие биотехнологические корпорации, такие как Дюпон, Сингента, Бауэр и Доу. Американская некоммерческая организация Food & Water Watch, скомбинировав сообщения из пятилетней переписки в этих депешах (2005-2009 гг.), опубликовала свой отчёт под заглавием «Биотехнологические посланники: Как Госдеп США продвигает глобальную повестку производителей семян» 14 мая 2013 года[12]. Отчёт показывает, что Госдепартамент США «занимается лоббизмом в отношении зарубежных правительств, чтобы они проводили политику и принимали законы, благоприятные в отношении биотехнологий в сельскохозяйственном производстве, проводит пиар-компании для улучшения имиджа биотехнологий, и бросает вызов здравому смыслу в отношении безопасности и законодательного регулирования биотетехнологий – включая даже противодействие законам, требующим маркировать продукты питания, созданные с использованием генной инженерии».
Согласно consortiumnews.com (16 марта 2014), Морган Уильямс – «связной в альянсе между Большой Агрокорморацией и внешнеполитическим ведомством США»[13]. Кроме того, что он является исполнительным директором Делового совета США-Украина, Уильямс также занимает пост директора по связям с правительством в частной инвестиционной компании SigmaBleyzer, которая расхваливает работу Уильямса «с различными ведомствами правительства США, членами Конгресса, комитетами Конгресса, посольством Украины в США, международными финансовыми организациями, аналитическими центрами и другими организациями в вопросах делового сотрудничества, торговли, инвестиций и экономического развития между США и Украиной».
Исполнительный комитет Американско-Украинского Делового совета, состоящий из 16 членов, изобилует людьми американских агрокомпаний, включая представителей из Монсанто, John Deere, DuPont Pioneer, Eli Lilly и Cargill[14]. Двенадцать «старших советников» - включают Джеймса Грина (бывший глава рабочей группы НАТО на Украине), Ариэля Коэна (старший научный сотрудник Heritage Foundation), Леонида Козаченко (президент украинской аграрной конфедерации), шестерых бывших послов США на Украине, а также бывшего посла Украины в США Олега Шамшуру.
Шамшура сейчас – старший советник в PBN Хилл+Ноултон Стратеджис – подразделения пиар-гиганта «Хилл+Ноултон Стратеджис» («Hill + Knowlton Strategies», или H+K). H+K – дочернее отделение гигантской лондонской WPP Group, которая владеет несколькими десятками компаний, занимающихся связями с общественностью и деятельностью в области коммуникаций; в эту группу входит Барсон-Марстеллер (давний консультант Монсанто).
«ХИЛЛ+НОУЛТОН СТРАТЕДЖИС»
15 апреля 2014 года Globe & Mail (Торонто) опубликовала статью помощника-консультанта H+K Ольги Радченко[15]. Статья, направленая против президента Владимира Путина и «пиар-машины мистера Путина», утверждает, что «в прошлом месяце [марте 2014 – через месяц после переворота] группа специалистов политтехнологов из Киева сформировали Украинский кризисный медиа-центр, волонтёрский проект, цель которого – помощь в создании положительного имиджа Украины и донесения её послания на глобальной арене».
Сайт PNB Hill + Knowlton Strategies утверждает, что исполнительный директор компании Мирон Василюк является «членом совета директоров Делового совета Украина-США», а исполнительный директор украинского филиала компании Оксана Монастырская «возглавляет работу фирмы с Монсанто». Кроме того, ранее Монастырская работала в финансовой корпорации Всемирный банк.
По данным Оклендского института, условия кредита Всемирного банка и МВФ Украине уже привели к «росту иностранных инвестиций, которые, скорее всего, приведут к дальнейшему расширению масштабной скупки сельскохозяйственных земель иностранными компаниями и дальнейшему расширению власти корпораций в аграрном секторе страны»[16].
Между тем, премьер-министр России Дмитрий Медведев в апреле заявил: «У нас нет цели развивать производство генно-модифицированных продуктов или завозить их в нашу страну. Мы способны кормить себя нормальными, обычными, а не генно-модифицированными продуктами. Нравится американцам кормить себя вот такими продуктами, как продукты с генной модификацией – пусть кормят, нам это делать не нужно, у нас достаточно площадей и возможностей для того, чтобы потреблять нормальную еду»[17].
Hill + Knowlton, со своими кувейтскими россказнями о «зверствах над инкубаторскими детьми» сыграла важную роль в том, чтобы добиться поддержки войны в Персидском заливе против Ирака со стороны американской общественности в начале 1990-х. Сейчас эта компания участвует в разжигании «Холодной войны-2.0», если не хуже, и от имени Монсанто – по последним опросам, «самой зловещей» корпорации на планете. Это то, о чём стоит помнить в разгар массированной демонизации Путина ведущими американскими СМИ.
Джойс Нельсон
(англ. текст: Monsanto and Ukraine)
|