Жуковский Владислав
Украина уже сегодня стоит на грани финансовой катастрофы и коллапса
бюджетной системы – её низкопередельная сырьевая экономика находится в
состоянии глубокой рецессии и все стремительней скатывается в кризисное
состояние. У Правительства уже сегодня нет денег на обслуживание внешних
долговых обязательств, исполнение бюджета, выплату зарплат, пенсий
Финансовая
система рассыпается буквально на глазах, банковская система
парализована, а государственная казна находится в полупустом состоянии.
Хуже того, ситуация ухудшается буквально на глазах – экономика всё
глубже погружается в кризисное состояние, а на счетах Минфина осталось
менее 75 млн. гривен, тогда как размер обязательных платежей в ближайшем
месяце превышает 12 млрд. гривен. Платить по счетам просто нечем.
Согласно
официальным данным статистического комитета Украины, экономика братской
республики благодаря действиям недавно смещенной администрации Януковича и его предшественника Ющенко
откровенно коллапсирует. Так, ВВП Украины сокращается аж на 1,5%,
промышленное производство падает на 4,5-5%, грузооборот на транспорте
сокращается на 4%, пассажирооборот - на 3%, внешнеторговый оборот
сжимается на 7,5-8%, тогда как платежный баланс разваливается на глазах
- счет текущих операций многие годы сводится с дефицитом в 5-6% ВВП. И
при всем при этом Украина живет с перманентными бюджетными дефицитами -
дыра в федеральном бюджете превысила планку в 4,5-5% ВВП.
Если
в отчетах Правительства уровень жизни украинцев растет, то на самом
деле с учетом реальной инфляции неуклонно падает - зарплата в $350-400
является недоступной роскошью для критически значимой части населения
страны. При этом украинская гривна, обвалившаяся за последние месяцы на
25-30%, обновила абсолютный исторический минимум по отношению к доллару и
евро - 10,2 и 13 гривен соответственно. И это только самое начало
обвального падения - для стабилизации бюджета и платежного баланса, а
также поддержки сырьевых олигархов и обрабатывающей промышленности
необходимо ослаблять курс гривны, который в реальном выражении (т.е. с
учетом инфляции) укрепился на 30-40% за последние годы.
Неудивительно,
что размер внешнего государственного долга вырос с $21 до $36 млрд.
только за последние 2 года. С учетом внутреннего долга задолженность
Правительства составляет более $75 млрд. Притом что совокупный внешний
долг всех субъектов украинской экономики (государства, Нацбанка,
компаний и банков) вырос на треть за 2,5 года и достиг $136 млрд., а
размер международных валютных резервов упал в два раза - с $36 млрд. в
2012г. до $18 млрд. в январе 2014г. и $15 млрд. в середине февраля.
Валютный запас страны стремительно тает и приближается к критическому
значению.
При
этом крайне важно понимать, что даже этих $18 млрд. сегодня нет у
Правительства Украины - практически целиком и полностью это средства
самого Нацбанка Украины, сформированные им от увязки эмиссии градины с
притоком иностранной валюты в рамках неоколониальной политики «валютного
правления» (currency board, вариант - «валютного обменника»). Это не
средства Минфина, полученные от формирования бюджетных излишков и
сверхдоходов, которые были изъяты через фискальный механизм во
внебюджетные резервные фонды. Это не аналог российского Резервного Фонда
и ФНБ. Это средства Нацбанка Украины, которые он не имеет права тратить
на финансирование бюджетного дефицита и погашение внешних долгов
государства. Эти средства предназначены для проведения валютных
интервенций, которые призваны стабилизировать валютный курс и платежный
баланс страны.
Попытка потратить средства Центробанка чревата двумя осложнениями. Во-первых,
в силу того, что эмиссия национальной валюты привязана к притоку
иностранной валюты, а денежная база формируется в рамках внешнего
канала, не учтивая потребности экономики в деньгах и минуя механизм
рефинансирования банков под залог корпоративных и государственных ценных
бумаг, то любая продажа валюты будет означать сжатие денежного
предложения и демонетизацию экономику, сопровождаемую ростом процентных
ставок и инвестиционным кризисом. Во-вторых, баланс Минфина и
Центробанка не пересекаются и являются автономными - даже с технической
точки зрения сложно осуществить эту операцию иначе как через покупку
госбумаг на баланс Нацбанка Украины.
В-третьих,
направление валютных резервов Центробанка, сформированных в рамках
монетарного канала, в корне противоречит лженаучным догмам
«Вашингтонского консенсуса» и предписаниям МВФ, Всемирного Банка и БМР.
Попытка руководства Аргентины направить
валютные резервы своего Центробанка на погашение внешней
государственной задолженности и финансирование бюджетных дефицитов
спровоцировало войну с МВФ и даже введение санкций против руководства
Аргентины. Международная финансовая олигархия не терпит демаршей против сложившегося статус-кво и финансового миропорядка.
Очевидно,
что новые власти Украины, осуществившие вооруженный госпереворот при
прямой и нескрываемой поддержке США и ЕС, ни при каких обстоятельствах
не пойдут против воли Вашингтона и ФРС США. Яценюк и Тимошенко
с гораздо большим удовольствием и энтузиазмом согласятся окунуть страну
в нищету и хаос, следуя рекомендациям МВФ, нежели рискнут пойти против
воли Вашингтона, Брюсселя и транснационального капитала.
С
этой точки зрения уместно говорить о том, что у Украины вообще нет
денег для обслуживания внешних долгов и оплаты задолженности за
поставленный газ. Даже те $15 млрд., которые формально находятся на
балансе Нацбанка Украины, по сути дела не принадлежат Правительству -
Минфин не имеет юридического права ими распоряжаться. Это многократно
усугубляет ситуацию и повышает риски дефолта. Без финансовой поддержки
России Киев рискует не дожить до президентских выборов. Даже людоедские и
разрушительные реформы по лекалам МВФ не смогут стабилизировать
ситуацию - политика «затягивания поясов» в полунищей стране рискует
обернуться вспышкой социального протеста уже через пару месяцев и
роспуском Правительства Яценюка.
По
сути дела, Киев уже сегодня не способен обслуживать свои долги - причем
не только Правительство, но и крупнейшие украинские корпорации и банки.
В условиях экономического спада, инвестиционного кризиса, бегства
капитала и паралич банковской системы у Украины не остается источников
доходов. Тогда как обязательства и размеры платежей перманентно растут.
Весьма показательно, что уровень риска дефолта Украины оценивается
спекулянтами и инвесторами как никогда высоко - так называемые страховки
от дефолта (CDS) находятся вблизи многолетних максимумов (уступает лишь
Аргентине и Венесуэле), отрадная 60% вероятность дефолта.
А в
доходности государственных облигаций сформировалась дефолтная инверсия -
доходность краткосрочных облигаций кратно превышает доходность
долгосрочных бумаг (20-22% против 12-13% соответственно). Это
свидетельствует о падении цены облигаций с ближайшим сроком погашения и
неуверенности инвесторов в том, что Киев будет способен погасить или
рефинансировать долги.
Масла
в огонь подливает евромайдан - вооруженный мятеж и анархия в западных
провинциях обернутся еще большим обвалом производственной и
инвестиционной активности, а также падением бюджетных доходов.
В
настоящий момент сложно точно сказать, сколько средств требуется найти
властям Украины в самое ближайшее время для оплаты задолженности за
поставленный российский газ и обслуживания внешних долгов. По разным
оценкам, речь идет приблизительно о $8-12 млрд. Из этой суммы средств,
по оценкам Минэнерго Украины, задолженность Украины перед Россией за газ
составляет без малого $1,62 млрд. Тогда как в 27 февраля Газпром
оценивал кредиторскую задолженность Нафтогаза в $1,45 млрд. за поставки в
2013г. и $0,19 млрд. за поставки в 2014г. Показательно, что в начале
февраля 2014г. Киев перечислил Москве $1,3 млрд. за поставки голубого
топлива в 2013г. и $0,47 млрд. за январские поставки 2014г.
При
этом аппетиты самопровозглашенного Правительства растут по экспоненте –
если ещё неделю назад речь шла о $15 млрд. экстренной помощи, то на
днях Яценюк заявил о том, что зарплаты и пенсии не выплачиваются больше
месяца. Недавно назначенный министр финансов Юрий Колобов оценил
потребности бюджета в деньгах в объёме $35 млрд. Притом что только в
течение ближайшего года всем субъектам украинской экономики подлежит
погасить или рефинансировать краткосрочных долгов в объёме $35 млрд. Из
этой суммы порядка $8 млрд. приходится на краткосрочный госдолг
федерального Правительства (в 2015г. предстоит выплатить более $9
млрд.). По большому счёту, денег в казне нет уже сегодня и Украина
находится в положении Греции.
Вполне
очевидно, что Украина расплачивается с Россией за поставки российского
газа российскими же деньгами, получаемыми от Москвы по облигационному
каналу - Правительство России еще в декабре 2013г. подписали соглашение с
Киевом о выделении $15 млрд. из состава средств ФНБ на приобретение
новых размещений украинских государственных облигаций. $3 млрд. уже были
потрачены РФ на приобретение евродолларовых облигаций Украины на
Ирландской фондовой бирже.
Очередной
транш в $2 млрд., который должен был быть осуществлен еще в середине
февраля, оказался в подвешенном состоянии - в условиях гражданской
войны, государственного переворота и политического хаоса, переросшего в
анархию и вооруженный мятеж, выделять средства российских
налогоплательщиков Украины просто бессмысленно и опасно.
Это
равносильно выделению средств будущих российских пенсионеров (именно с
целью гарантирования выплат пенсионерам, согласно Бюджетному кодексу, и
формируется ФНБ) в черную дыру, в пустоту, на поддержание политического
режима, критически значимая часть которого страдает параноидальной
русофобией, маниакальной ненавистью к России и шизофренической манией
преследования.
Категорически
нельзя давать деньги режиму, который мало того, что является
нелегетимным и самопровозглашенным (по крайней мере, до президентских и
парламентских выборов), но и при этом проводит крайне агрессивную
политику по отношению к России - запрещает вещание российских СМИ,
вводит ограничения на использование российского языка, разрушает
памятники исторического (не только Ленина и пятиконечную звезду с
Рады, но и памятники бойцам-освободителям Красной Армии), ущемляет
интересы русскоязычного населения (а это треть населения Украины и 80%
юго-восточных областей Украины) и даже откровенно призывает к
реваншу, захвату российских территорий и проведению Евромайдана в
России. Нельзя за счет кармана россиян и пенсионеров кормить
бандеровцев, петлюровцев, шухевичей, неонацистов и пособников гитлеризма
- это преступление не только перед своими гражданами и
соотечественниками, грозящее обернуться гуманитарной катастрофой и
военным конфликтом, но и плевок в лицо предшествующих поколений.
Самая адекватная политика поведения в сегодняшней ситуации - не предпринимать никаких действий в поддержку кабинета министров Яценюка. Россия в принципе не обязана выделять оставшиеся $12 млрд. на покупку украинских гособлигаций. Во-первых,
на Украине не было выборов и нет легитимной власти - воспринимать
всерьез Правительство Яценюка не получается при всем желании. Как и все
законы, принимаемые Верховной Радой, в которой голосования проходят под
дулом автоматов, несогласные с оранжистами депутаты избиваются, в
карточки доя голосования отнимаются силой.
Во-вторых,
Россия и не обязана полностью исполнять подписанные ей самой соглашения
- согласно им Россия имеет право, но не обязана предоставить заем
Украине. И только в том случае, если у Москвы будет такое желание и
уверенность, что деньги российских налогоплательщиков не будут
разворованы новыми властями. А желание это, очевидно, тает на глазах.
Это же касается и предоставления 30% скидки на поставку российского газа
в Украину - Россия имеет право раз в квартал пересматривать цену на газ
и ничто не мешает поднять цену с сегодняшних $268 до $410-415 за тыс.
кубометров голубого топлива.
Да,
в первые месяцы 2014г. Киев в 5 (!) раз сократил среднесуточный объем
закупок российского газа. Однако отказаться от российского топлива он
просто не в силах - ни забор газа из подземных газохранилищ (который,
главным образом, предназначен для гарантирования бесперебойных поставок
топлива в Европу транзитом через территорию Украины), ни реверсные
поставки газа из стран Восточной Европы (сейчас Нафтогвз закупает
российский газ у Польши, Чехиии, Словении и ряда других стран, который
предварительно был поставлен туда по менее высоким ценам, чем газ,
поставляемый из РФ в Украину) изменить ситуацию не смогут.
Как
показывает практика, США и ЕСТЬ готовы громче всех кричать про
демократию и готовность поддержать евромайдан, однако на деле
предоставить деньги не готовы в принципе. По большому счету, для
элементарного шатания дыр в бюджете и платежном балансе Украине
требуется порядка $12-15 млрд. в течение 5-6 месяцев. $5-7 млрд.
жизненно необходимы уже сейчас.
Однако
ЕС готов предоставить не более $1-2 млрд. - это капля в море, которой
не хватит не то что для стабилизации финансовой ситуации и реанимации
экономики, но даже для оплаты похоронной процессии и места на кладбище.
Причем даже эти деньги Еврокомиссия и ЕЦБ будут готовы предоставить в случае проведения крайне болезненных, антисоциальных и убийственных реформ
в лучших традициях «гайдаровской терапии», которые спровоцируют всплеск
нищеты и бедности, усугубление экономического кризиса и
производственного спада.
Наряду
с этим США в своих лучших традициях победившего прагматизма и вовсе на
спешат раскошеливаться и вливать реальные финансовые ресурсы в
категорически недееспособное, непрофессиональное и некомпетентное
Правителиство авантюристов Яценюка. США внимательно выслушали жалобы и
просьбы Тимошенко, Яценюка, Кличко и Тягнибока
и отправили их прямой дорогой в МВФ. Который будет готов предоставить
кредитную линию в размере $12-15 млрд. на заведомо кабальных и
самоубийственных условиях, которые столкнут Украину в
социально-экономическую катастрофу, которую благодаря Гайдару, Ясину, Чубайсу, Коху, Черномырдину и прочим лжереформаторам пережила Россия в эпоху «лихих девяностых».
Рецепты
МВФ для Украины знакомы россиянам до боли - повышение тарифов
естественных монополий (прежде всего, цен на газ) для населения на
40-60%, масштабная девальвация гривны, тотальный бюджетный секвестр,
сокращение зарплат в бюджетном секторе, снижение пенсий, отказ
государства от целого ряда социальных пособий и досрочного выхода на
пенсию для работников опасных производств, отказ от протекционизма,
урезание расходов на экономику и инфраструктуру, масштабная приватизация
наиболее рентабельных и системообразующих предприятий в интересах
западного капитала, окончательное снятие ограничений на импорт товаров,
услуг, капитала и рабочей силы. По самым скромным оценкам, эта программа
удушающих приёмов МВФ оценивается в 7,5-8% ВВП – именно такую цену
предстоит заплатить Киеву за подачки МВФ.
Именно
благодаря этим «пилюлям» МВФ и действиям
компрадорского гайдаровско-черномырдинского кабинета министров Россия
пережила социально-экономическую катастрофу в 90-е годы - ВВП обвалился
на 45%, промышленное производство - на 60%, обрабатывающая
промышленность и капиталообразующие инвестиции в основной капитал - в 5
раз, за рубеж утекло порядка $1 трлн., уровень нищеты и бедности
подскосил в 8-10 раз, преступность выросла в 4 раза, а вся наукоемкая и
высокотехнологичная промышленность просто напросто перестала
существовать.
Аналогичные последствия ждут и Украину - видимо, оранжистам в лице Ющенко, Тимошенко, Яценюка и
их соратникам оказалось мало вытягивания Украины в ВТО на кабальных
условиях и они решили окончательно добить национальную экономику и
отечественную промышленность, следуя суицидальным требованиям МВФ. Это
дорога в пропасть и системный кризис, который рискует обернуться
расколом страны и дезинтеграцией всей экономики.
Уже
сегодня украинская экономика является мифом и не более чем
фразеологическим оборотом - она перестала существовать. Четверть века
псевдорыночных реформ и воровства не прошли даром - металлургический
сектор находится в преддефолтном состоянии в связи с продолжающимся
более полутора лет падением цен на металлургическую продукцию и
перепроизводством промышленных металлов (запасы на складах достигли
исторических максимумов).
Сельское
хозяйство было обескровлено втягиванием в ВТО на несовместимых с жизнь
условиях (Ющенко и Тимошенко хотели доказать Западу, что они в доску
свои) - сокращением тарифной и нетарифной поддержки, урезанием
государственного финансирования отрасли. Наукоемкая обрабатывающая
промышленность практически не конкурентоспособна на европейском рынке в
силу морального и физического износа основных фондов - 75-90% экспорта
высокотехнологичной продукции приходится на Россию. А сфера услуг,
завязанная главным образом на работу с импортными товарами, услугами и
иностранным капиталом, схлопнется по мере разрастания кризиса в реальном
секторе экономики и падения уровня жизни подавляющей части населения
страны.
Экономика
Украины коллапсирует - ей грозит судьба Греции или Португалии. С тем
лишь отличием, что КЦБ и Еврокомиссия вынуждены были спасть страны
европейской периферии в силу того, что PIIGS являются членами ЕС и
Еврозоны, а Украина воспринимается в Брюсселе в качестве предбанника
Европы, буферной зоны и сырьевой колонии. На Украину хотят повесить
колоссальные и неподъемные обязательства, обязав подписать Соглашение об
Ассоциации с ЕС и Создании Зоны свободной торговли, не предоставив при
этом никаких преференций - ни инвестиций, ни финансовой поддержки, ни
безвизового пространства, ни технологий, ничего.
Самая
правильная тактика поведения для российских властей - заморозить
финансовую поддержку новым властям Украины до тех пор, пока не состоятся
выборы президента и в Верховную Раду. За эти 2 месяца Правительство
Яценюка и администрация «президента» Турчинова успеют целиком и
полностью себя дискредитировать. Это техническое Правительство
киндер-сюрпризов - украинский аналог кабинета министров Кириенко,
которое должно будет провести ломку украинского общества по рецептам
МВФ, взять на себя ответственность за грядущую социально-экономическую
катастрофу и уйти в отставку в статусе политических трупов. Без
масштабной поддержки Запада или Москвы Правительство Яценюка будет
вынуждено объявить дефолт уже в мае-июне - денег нет уже сегодня.
Отказ
от поддержки Киева можно увязать также с тем, что новый кабинет
министров принимает откровенно антироссийские решения, а в Верховной
Раде и на улицах городов с оружием в руках стоят люди, призывающие «посадить москалей на ножи»,
изгнать русскоязычное население, лишить его украинского гражданства и
даже захватить Воронежскую, Белгородскую и Курскую области. Россия
вполне имеет моральное право не поддерживать Правительство экстремистов.
При
этом имеет смысл оказывать финансовую поддержку юго-востоку Украины,
воздерживаясь от силовой агрессии, которая развяжет руки неонацистам из
Правого Сектора и Партии Свобода, а также их покровителям в США и блоку
НАТО. Предоставление кредитов и скидок на газ вкупе с гуманитарной
помощью избранным местными жителями главам администрации поможет усилить
позиции пророссийски настроенных сил и повысит шансы на их автономность
от Киева.
Наряду
с этим имеет смысл делать ставку на раскачивание Евромайдана,
разбалансировку крайне рыхлых оранжистов и игру на противоречиях внутри
революционеров. Совершенно очевидно, что внутри Евромайдана зреет раскол
- вся реальная власть взята Батькивщиной Яценюка и Тимошенко, которая
не только вышла из заключения, но и является серым кардиналом
Евромайдана и главным претендентом на пост президента Украины. Главой
Правительства ht «неоценимыми усилиями Батькивщины»
назначен Яценюк, председателем Рады и исполняющий обязанности
президента назначен правая рука Яценюка - Турчинов. Ключевые посты главы
СБУ, МВД и Нацбанка Украины также отданы сторонникам Яценюка. Тогда как
Кличко, Тягнибок и Правый Сектор оказались лишними на этом празднике
жизни и отодвинуты от кормушки. Безусловно, их не очень сильно
устраивает такое положение дел.
Как
недовольно руководство вооруженных формирований Правого Сектора
призывами Яценюка покинуть улицы и вернуться к мирной жизни.
Раскачивание и без того дырявой лодки оранжистов поможет ослабить
позиции русофобски настроенных властей Украины и существенно повысит
шансы юго-восточных областей (Харьков, Донецк, Крым, Севастополь и т.д.)
на самоопределение и получение широкой автономии. Им не стоит
ставить вопрос о присоединении к России - российские коррумпированные
чиновники, сырьевой олигархат, криминал и ультра либеральное
Правительство Медведева ничем не лучше, чем коррумпированный режим Януковича, Ющенко или Тимошенко. Бежать из одного ярма и кабалы в другие - занятие бессмысленное. По крайней мере, в настоящий момент.
Они
вполне могут позволить себе оставаться независимыми образованиями -
уровень жизни местных жителей автоматически вырастет, так как сырьевой
промышленности не придется кормить непроизводительные и вечно русофобски
настроенные западные области Украины. Тогда как военно-политический
суверенитет и национальная безопасность вполне могут быть обеспечены
Черноморским флотом России, вооруженными силами РФ и силами народного
ополчения. При умеренной финансовой поддержке и вменяемой политике
Кремля юго-восток Украины может выйти из депрессивного состояния в
течение нескольких месяцев и стать вполне конкурентоспособным
промышленным кластером, в том числе и благодаря интеграции в Таможенный
Союз.
|