Насколько можно судить, правящими властями в Украине принято
окончательное решение на уничтожение остатков несырьевой наукоёмкой
промышленности и обрабатывающих производств – в сентябре был согласован
проект Соглашения об ассоциации Украины и Европейского Союза, а также
достигнуто согласие по вопросу создания зоны свободной торговли
Совершенно
очевидно, что политическое руководство Украины изо всех сил форсирует
процесс интеграции с ЕС – Киев бежит с распростёртыми объятиями и
отрытым забралом прямиком в пропасть. Как показывает опыт других стран
Восточной Европы, между моментом согласования текста Соглашения об
ассоциации и его подписанием проходит, как минимум, 1,5-2 года. Украине же «Брюссельский Обком» отвёл на интеграцию с ЕС всего лишь два месяца!
Напомним,
что текст Соглашения об ассоциации был согласован лишь в сентябре этого
года, а уже 25 ноября на саммите Восточного партнерства планируется его
подписание. Возникает такое ощущение, что финансово-экономические элиты
Старого Света, которые стремятся не допустить реинтеграции на
постсоветском пространстве, разорвать отношения между Украиной и Россией
и провести волну колонизацию Украины, словно силком тянут Киев в свои
объятия.
Налицо совершенно необъяснимая с точки зрения здравого смысла спешка. Весьма показательны заявления Николая Азарова, произнесённые им на встрече с руководством ЕС: «Сегодня
мы на финишной прямой. Уже в следующем месяце на Вильнюсском саммите
«Восточного партнерства» Украина и Евросоюз должны подписать Соглашение
об ассоциации».
Во-первых, на 2015г. в Украине запланированы выборы президента и правящая власть во главе с Виктором Януковичем
ни при каких условиях не хочет терять контроль над страной. Они
заинтересованы в сохранении существующей паразитической модели
воспроизводства власти и капитала. Принимая во внимание бедственное
положение украинской экономики, обвал в промышленности, падение уровня
жизни рядовых граждан, хронические дефициты бюджетов, стремительный рост
госдолга и размывание валютных резервов, похвастаться реальными
экономическими результатами они просто не в силах. По степени своей
адекватности и дееспособности кабинет министров Азарова оказался не
намного лучше кабинета Тимошенко.
Судя
по всему, в Киеве прекрасно понимаю всю повальность и неадекватность
проводимой социально-экономической политики, которая остаётся откровенно
враждебной по отношению к социальному большинству украинцев и
несырьевому производительному капиталу. Это политика, нацеленная на
сохранение статус-кво – она преследует цели правящей крупного
компрадорско-сырьевого и космополитичного олигархического капитала. В
ситуации скатывания Украины в социально—экономическую пропасть Виктору
Януковичу становится жизненно важной поддержка со стороны Запад –
Вашингтона и Брюсселя. Без одобрения своей кандидатуры (или, по крайней
мере, молчаливого согласия) со стороны Вашингтонского обкома Янукович и
его команда не имеет практически никаких шансов на предстоящих выборах.
Во-вторых,
насколько можно судить, правящие власти Украины и спонсирующие их
нахождение во главе государства представители сырьевого капитала не на
шутку обеспокоились сохранностью своего капитала. Конфискация банковских
вкладов российских коррумпированных чиновников, криминальных структур и
олигархов на Кипре, в ходе которой были списаны €18 млрд., угрозы
Конгресса США заморозить счета трёх крупнейших российских госбанков
(ВТБ, ВЭБ и Газпромбанка), а также замена Вашингтоном архаичной поправки
Джексона-Венника на более действенный «Акт Магнитского»,
который теперь дамокловым мечом весит над всеми российскими чиновниками и
бизнесменами-прихватизаторами, заставил украинский правящий класс
задуматься.
Видимо,
в Киеве принято стратегические решение на движение в сторону
европейских элит – именно на Западе находится источник легитимности
капитала и власти правящей олигархии Украины. Именно в фешенебельных
странах живут жёны украинских чиновников и сырьевых олигархов, именно
там учатся их дети, туда ездят на шопинг их любовницы, там на банковских
вкладах хранятся их капиталы, там они покупают дворцы, замки, яхты и
футбольные клубы. В этом плане, Украине, как две капли воды, похожа на
Россию – и в Киеве, и в Москве во главе государства стоит правящая
«оффшорная аристократия», которая рассматривают страну в качестве
трофейного пространства и источника личного обогащения, куда она
приезжают вахтовым методом. И в России, и в Украине политика проводится в
интересах крупного сырьевого олигархического капитала, чьи интересы
коренным образом противоречат национальным интересам страны, подрывают
государственный суверенитет и несовместимы с существованием несырьевой
обрабатывающей промышленности и национального ориентированного
производительного капитала.
В
глаза бросается и радикальная смена риторики украинских властей – ещё 4
года назад Янукович шёл на президентские выборы и победил на них
главным образом благодаря пророссийски настроенным заявлениям.
Однако
сегодня мы видим радикальный пересмотр позиции руководства Украины – их
точка зрения меняется на диаметрально противоположную. Более того, если
верить официальным заявлениям самих украинских чиновников, то окажется,
что Украина шла в сторону Европейского Союза много лет, а сам Янукович,
на словах выступавший за интеграцию с Россией на постсоветском
пространстве, на деле за спиной Кремля вёл двойную игру.
Имеет
смысл привести слова Николая Азарова, который заявил, что путь к этому
«знаменательному событию» Украина прошла вместе с европейскими
партнерами: «Это наши общие достижения. В целом более пяти лет
Украина целенаправленно двигалась в направлении заключения Соглашения...
И мы вплотную приблизились к достижению поставленной цели». Другими
словами, резкий поворот Украины в сторону Брюсселя и Вашингтона,
ставший неожиданностью для российских чиновников, для Киева таковым не
является – это закономерный результат проводившейся Януковичем политики
игры на два фронта. Украина постоянно пытается усидеть на двух стульях,
старается присосаться то к России, то к ЕС, и, пытаясь выбить
внешнеторговые поблажки и финансовую помощь, поочерёдно занимается
шантажом то одной, то другой стороны.
Понять
Киев можно – правящий на Украине класс, тесно сросшийся с сырьевыми
оффшоризированными олигархическими кланами, занимающимися распродажей
природных богатств страны, проеданием иностранных кредитов, а также
хищнической эксплуатацией рабочей силы, устаревших производственных
мощностей и находящейся в аварийном состоянии инфраструктуры,
разрывается между объективной экономической целесообразностью интеграции
в Таможенный Союз и расширением экономического сотрудничества с Россией
и местечковыми узкоклановыми корыстными интересами сырьевого капитала.
Здравый смысл и национальные интересы диктуют Украине логику движения на
Восток и возрождения разрушенных в 1990-е годы «рыночными
реформаторами» вертикально интегрированных
производственно-технологических цепочек создания добавленной стоимости.
Тогда как страх утраты неправедно нажитых капиталов, ареста имущества и
осознание нелегитимности источника власти и богатства толкают украинские
власти в удушающие объятия Запада.
Другое
дело, что российские чиновники, точно также, как и их украинские
коллеги, служащие не интересам государства и своего народа, а своим
банковским счетам в оффшорных юрисдикциях, умудрились не создать ни
каких реальных стимулов для Украины для вступления в Таможенный союз.
Кремль в очередной раз оказался не готов к действиям «Незалежной» и
потерпел очередное внешнеполитическое поражение – не помогли ни газовая
«дубинка» Газпрома, ни обещания снизить цены на углеводороды, ни
готовность предоставить кредиты для покрытия хронических бюджетных
дефицитов Украины и т.д.
Если
говорить серьёзно, то правящий класс Украины целенаправленно идёт сам и
ведёт за собой на убой всю страну и остатки промышленности. Это что-то
из области психиатрии и антропологии – буквально на пальцах лучшие
украинские и российские экономисты не первый год демонстрируют жизненную
необходимость для Украины реинтеграции с Россией, Белоруссией,
Казахстаном и другими странами на пространстве СНГ.
УКРАИНЕ ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМ СОЮЗ С РОССИЕЙ
При
этом даже наиболее яростно настроенные и политически ангажированные
сторонники интеграции Украины с ЕС не отрицают, что страна с
финансово-экономической и научно-технической точки зрения находится в
критической зависимости от России. Так, по итогам января-июля 2013г. на
долю Российской Федерации пришлось порядка 24,8% суммарного экспорта
Украины в стоимостном выражении (8,9 млрд. долл. из 35,9 млрд. долл.) и
27,3% импорта (11,4 из 41,7 млрд. долл.). С учётом Казахстана и
Белоруссии, которые также входят в Таможенный Союз и ЕЭП, зависимость
Украины от России и других стран СНГ становится подавляющей – на долю
Казахстана и Белоруссии соответственно приходится 3,67% (1,32 млрд.
долл.) и 3,25% (1,17 млрд. долл.) стоимостного экспорта товаров из
Украины, а также порядка 1% (0,42 млрд. долл.) и 5% (2,1 млрд. долл.)
импортных поставок товаров в Украину.
По
показателям экспорта украинских товаров Россия опережает страны Америки
(13,9 млрд. долл.) и Африки (2,4 млрд.) и лишь немного уступает странам
Азии (9,1 млрд. долл.) Европы (9,8 млрд. долл.). С точки зрения
ёмкости внутреннего рынка и экспортных поставок украинских товаров на
эти рынки даже крупнейшие европейские внешнеторговые партнёры в разы
уступают России – Россия в январе-июле 2013г. импортировала украинских
товаров на 8,9 млрд. долл., тогда как Италия и Польша лишь на 1,44 и
1,41 млрд. долл. соответственно. Аналогичная ситуация складывается с
точки зрения импортных поставок иностранных товаров в Украину – Россия
уступает лишь суммарно всем странам Европы (15,6 млрд. долл.),
существенно опережая страны Азии (8,8 млрд.), Африки (450 млн. долл.) и
Америки (2,57 млрд. долл.).
Не
менее тесные внешнеэкономические связи России и Украины наблюдаются с
точки зрения инвестиционных потоков – согласно официальным данным
Госстата Украины, Россия входит в четвёрку крупнейших инвесторов в
экономику Украины. При совокупных накопленных прямых иностранных
инвестициях в экономику Украины в размере $55,3 млрд. порядка $3,82
млрд. приходится на долю России 6,9%. Да с формальной точки зрения это
немного – на долю оффшорной юрисдикции Кипра приходится $17,9 млрд.
(32,4%), на долю Германии - $6,16
млрд. (11,1%), на долю Голландии - 5,37 (9,7%). Однако, если учесть,
что российский крупный сырьевой капитал крайне сильно оффшоризован,
зарегистрирован в «налоговых гаванях» и предпочитает осуществлять
инвестиции после смены регистрации, то станет понятно, что реальный
удельный вес российского капитала в прямых инвестициях в экономику
Украины с учётом Кипра и прочих оффшорных юрисдикций достигает 28-33%.
УКРАИНА – СЫРЬЕВОЙ ПРИДАТОК И РЫНОК СБЫТА ДЛЯ ЕС
Совершенно
очевидно, что финансово-политические элиты ЕС и промышленный капитал
Старого Света рассматривают Украину не как самостоятельное, суверенное и
независимое государство, обладающее мощной динамично развивающейся
несырьевой промышленностью, способной производить и поставлять на
европейский рынок готовую продукцию высоких переделов. Таких желающих в
Европе и без Украины более чем достаточно – Брюссель отнюдь не
заинтересован в обострении конкуренции на внутреннем рынке и притоке
товаров и услуг новых членов. Тем более в ситуации, когда экономика
Старого Света находится в кризисном состоянии, безработицы растёт на
протяжении последних 3 лет, реальный уровень жизни населения неуклонно
снижается, платёжеспособный спрос падает, а кредитование домашних
хозяйств усыхает.
Другими
словами, Европа сама находится в состоянии затяжной рецессии –
внутренний рынок сжимается, наблюдается перепроизводство товаров и
услуг, уровень рентабельности в промышленности приближается к нулевой
отметке. В такой ситуации Брюсселю Украина как поставщик товаров
конечного потребления и услуг не нужна вовсе – некуда девать ту
продукцию и те услуги, которые производят внутри ЕС. Стоит сказать, что
день ото дня становится не легче: ВВП стран Еврозоны падает на 0,5%,
промышленное производство сокращается на 2,5-3%, новые заказы в
промышленности сжимаются на 3-3,5%, розничный товарооборот усыхает на
3,5-4% инвестиции падают на 3-4%, бюджетные дефициты на протяжении
многих лет достигают 4-6% ВВП, размер государственного долга приблизился
к 100% ВВП, а уровень безработицы в среднем по валютному союзу превысил
рекордную отметку в 12%. При этом среди молодёжи этот показатель
достигает 25-35%. А в странах европейской периферии (группа PIIGS:
Португалия, Испания, Италия, Ирландия, Греция) норма безработицы среди
молодёжи достигает 50-60%. В такой ситуации открывать свой внутренний
рынок украинским производителям в ЕС никто точно не собирается – это
стало бы фатальной ошибкой и лишь усугубило масштабы и глубину
кризисного спада. А вот провести финансово-экономическую колонизацию
Украины – это всегда пожалуйста.
Украина
нужна Европейскому Союзу, прежде всего, как поставщик дешёвой и весьма
квалифицированной рабочей силы, сырьевой придаток (прежде всего в
области чёрных и цветных металлов, а также угля и зерновых культур) и,
безусловно, рынок сбыта для продукции европейских промышленных гигантов.
Об этом наглядней всего говорит структура внешней торговли Украины с
ЕС: подавляющая часть импорта приходится на товары конечного потребления
(продовольствие, медикаменты, автомобили, электроника, бытовая техника и
т.д.), тогда как в экспорте превалируют сырьё и товары низких
переделов.
Весьма
показательны кабальные требования ЕС к Украине, которые окончательно
добьют остатки несырьевой промышленности, расчистят рынок для экспансии
европейских товаров и обеспечат лишь ещё более глубокую и масштабную
деиндустриализацию, дезинтеграцию, денационализацию и оффшоризацию
украинской экономики. Согласно подписанному соглашению, через два года
машиностроение Украины должно будет в полном объёме перейти стандарты и
регламенты ЕС. Даже украинские эксперты и экономисты отдают себе отчёт в
том, что даже чисто теоретически это сделать невозможно –
машиностроительный комплекс не успеют подготовиться к столь масштабным
изменениям, в результате чего его продукции доступ на европейский рынок
окажется закрыт автоматически.
Более
того, через 10 лет вся экономика Украины должна будет работать по
технически, экологическим и фитосанитарным нормам и регламентам ЕС. Тот
путь, который индустриально развитые страны Европы (Германия, Франция,
Австрия, Голландия и т.д.) прошли за 50-60 лет, Украина, отброшенная в
результате разрушительных псевдо рыночных реформ 90-х годов 20-го века в
1950-1970-е годы, должна умудриться пройти за 5-10 лет. Это откровенная
утопия. Тем более принимая во внимание уровень профессионализма
правящих властей – насколько можно судить, они не способны не то что
достичь поставленных перед ними Брюсселем целей, но даже элементарно
осознать их. Всё это обернётся крайне плачевными последствиями для
Украины и её граждан, которые поверили обещаниям Януковича и
проголосовали за него, поддержав идею сближения с Россией.
Дело
дошло до того, что даже высокопоставленные чиновники в Украине это
понимают – уже слышны разговоры на тему того, что строгость европейских
норм и регламентов якобы компенсируется необязательностью из исполнения.
Однако это большая ошибка и глупость – Соглашение об ассоциации
предусматривает штрафные санкции и ограничения за нарушение взятых
обязательств. Тем не менее, руководство Украины предпочитает закрывать
глаза на те кабальные обязательства, которые ей навязали в Брюсселе, и
надеется на авось.
Стоит
сказать, что по самым скромным оценкам украинских экспертов, для того,
чтобы в полной мере соответствовать техническим регламентам и нормативам
ЕС Украине до 2020г. потребуется вложить свыше $100 млрд. в
модернизацию инфраструктуры и развитие производительных сил. Однако это
совершенно неподъёмная для Украины сумма – таких денег у Киева просто
нет. В 2012г. суммарный ВВП Украины по текущему обменному курсу составил
порядка $170 млрд. Найти 60% от этой суммы на капитальные вложения
просто невозможно. С такой задачей, скорее всего, не смогли бы
справиться даже такие индустриальные державы мира, как США, Германия и
Японий, не говоря уже о слаборазвитой и деиндустриализированной Украине,
экономика которой одной ногой стоит в кризисе, а другой – на грани
дефолта и коллапса. Российские учёные даёт ещё более пессимистичные
оценки – Украине требуется привлечь порядка $130 млрд., чтобы исполнить
взятые на себя обязательства.
УКРАИНА НА ГРАНИ ДЕФОЛТА
Хуже
всего того, что ситуация внутри самой Украины близка к катастрофической
– страна стоит на краю социально-экономической пропасти, развала
бюджетной системы и дефолта. Если верить официальным данным
Государственной службы статистики Украины, то экономика страны находится
в откровенно удручающем состоянии – ВВП братской республики снижается
на 1,3%, промышленное производство падает на 5,4% (в среднем на 4-6% в
последние 3 года), размер золотовалютных резервов обвалился с $34,1
млрд. в начале 2012г. до $21,6 млрд. сегодня, а уровень безработицы
подскочил с 8 до 8,6% только за последние 1,5 года. Тогда как ещё в
2008г. этот показатель не превышал 6,5%. Грузооборот на коммерческом
транспорте по итогам первых девяти месяцев 2013г. обвалился ни много ни
мало на 7,1% (годом ранее спад достигал 7%), пассажирооборот сократился
на 3,3% (снижение на 0,8% годом ранее), производство строительной
продукции упало на 15,1% (снижение на 0,8% годом ранее), а объём
капитальных вложений в основные фонды, без которых немыслимо расширенное
воспроизводство производительного капитала, техническое перевооружение
производств и модернизация экономики, обвалился аж на 14,6%.
Наряду
с этим продолжается вымирание населения – депопуляция, пускай и с
затухающей динамикой, идёт полным ходом два последних десятилетия -
численность населения Украины снизилась с 47,8 млн. в 2004г. до 45,6
млн. человек в 2013г. Что крайне негативно сказывает как на численности
рабочей силы, (наиболее активно вымирают мужчины в трудоспособном
возрасте), так и на совокупном платёжеспособном спросе.
Наряду
с этим совокупный внешний долг государства подскочил с $11,8 млрд. в
январе 2008г. до $27,1 млрд. в июле 2013г., а внешняя задолженность
Национального Банка Украины как органа денежных властей за аналогичный
период времени вырос с $462 млн. до $3,2 млрд. Притом что совокупный
внешний долг всех хозяйствующих субъектов Украины за период с января
2007г. по июль 2013г. вырос без малого в 2,5 раза - с 54,5 до 134,3
млрд. долл. Отметим, что внешняя задолженность промышленных предприятий
за рассматриваемые 6,5 лет выросла с $26,6 до $73,8 млрд., а банковского
сектора – с $14 до $21,2 млрд. Ситуация с финансовой устойчивостью и
платёжеспособностью Украины ухудшается буквально на глазах – Киев, как
никогда ранее, близок к финансовой пропасти и вынужденному объявлению
дефолта. В настоящий момент размер внешнего долга государства на 25%
превышает размер золотовалютных резервов, а совокупный внешний долг
Украины практически в 6 раз превышает размер валютных резервов.
Неудивительно, что, согласно данным международной инвестиционной
позиции, Украина является чистым должником мировой экономики – при
совокупных внешних активах в $140,5 млрд. суммарные финансовые
обязательства перед нерезидентами превышают отметку в $205,3 млрд.
Другими
словами, в настоящий момент Украина является нетто-должником
иностранных кредиторов и инвесторов в размере $64,8 млрд., что
эквивалентно без малого 38% ВВП братской республики в ценах 2012г.
Украина
при активном содействии «вашингтонских советников», прописывающих Киеву
те же самые убийственные «пилюли», что и России в середине 1990-х годов
(урезание бюджетных расходов, отказ от исполнения социальных
обязательств, либерализация внешнеэкономической деятельности, отказ от
протекционизма, снятие ограничений на перемещение капитала и т.д.) всё
энергичней влезает в долговую петлю иностранных кредиторов.
Крайне
сложная ситуация в сфере государственных финансов – в связи с
экономическим спадом и упадком промышленности, а также крайне низкой
собираемостью налогов и бегством капитала бюджетная система Украины
находится на грани коллапса. На протяжении 2003-2013гг. федеральный
бюджет сводится с хроническими дефицитами – 6% ВВП в 2011г., 1,8% - в
2012г., 4,6% - в первом полугодии 2013г. Неудивительно, что за последние
5 лет размер государственного долга вырос практически в 4 раза – с
12,3% ВВП в 2008г. до 35,9% ВВП в 2013г. Да, это гораздо меньше, чем
106% ВВП в США, 170% ВВП в Греции или 235% ВВП в Японии. Однако России в
августе 1998г. хватило государственного долга в размере 35-37% ВВП,
чтобы полностью обескровить бюджет и экономику (на оплату процентов
уходило более трети расходов федерального бюджета) и объявить дефолт.
Так что Украина уже ходить по краю пропасти – до саморазрушения
паразитической валютно-финансовой и экономической системы, работающей в
интересах воспроизводства компрадорского сырьевого олигархического
капитала, осталось совсем недолго.
Наряду
с этим откровенно удручающая ситуация складывается с платёжным балансом
– на протяжении 2007-2013г. в связи с разрастающимися дефицитами во
внешней торговле услугами, увеличивающимися инвестиционными убытками (от
выплаты процентов по иностранным кредитам и дивидендов иностранным
акционерам и оффшорным бенефициарам), усиливающимся бегством капитала и
переводами мигрантов за рубеж наблюдаются перманентные дефициты
платёжного баланса в размере 3-5% ВВП. В 2012г. этот дефицит составил
5,6% ВВП, а в первом полугодии 2013г. уже достиг отметки в 5,9%.
Иностранная валюта стремительно вымывается из страны – Украина
семимильными шагами идёт к финансовой пропасти и социально-экономической
катастрофе.
При
сохранении нынешних тенденций в области бюджетной политики и при
условии создания Зоны свободной торговли с ЕС, которое неминуемо
усугубит и без того кризисную ситуацию в промышленности и масштабы
экономического кризиса, Украина окажется неплатёжеспособной в
перспективе 2,5-3 лет и будет вынуждена объявить дефолт. Либо в открытой
форме через механизм реструктуризации и пролонгирования ранее взятых
долгов (прежде всего, в иностранной валюте), что снизит бремя
обслуживания долгов в краткосрочной перспективе ценой радикального
повышения долгового бремени в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Либо в скрытой форме через девальвацию национальной валюты.
При
этом уровень жизни в Украине весьма невысок – ВВП страны порядка $170
млрд., душевой ВВП по обменному курсу не превышает $2 тыс., а по
паритету покупательной способности – $6,4 тыс. Средняя зарплата не более
11-12 тыс. рублей. Однако и этого невысокого достатка украинцы рискуют
лишится уже в самое ближайшее время в связи с необдуманным подписанием
Соглашения об ассоциации и созданием зоны свободной торговли с ЕС,
которые автоматически закроют внутренний рынок России для украинской
промышленности и сделают украинских товаропроизводителей беззащитными
перед крупными транснациональными корпорациями Германии, Франции, Дании,
Австрии и т.д. Даже сельское хозяйство Украины не переживёт открытия
рынка для ЕС – всё, что производит Украина (за исключением сельхоз сырья
– т.е. зерна), Финляндия, Италия, Испания, Франция, Эстония, Литва и
другие аграрные страны ЕС производят дешевле и качественней.
Достаточно
вспомнить, к каким катастрофическим последствиям для периферийных стран
ЕС привела непродуманная интеграция с Европой и избыточная
либерализация внешнеэкономической деятельности, которой сегодня
добиваются в ЕС от Украины. По большому счёту, Греция – это закономерный
результат бездумного следования разрушительной политики «Вашингтонского
консенсуса» и «рыночного фундаментализма»: тотальной приватизации
наиболее рентабельных и социально значимых секторов экономики (базовой
инфраструктуры, ЖКХ, электроэнергетики, нефтегазового комплекса и т.д.),
дерегулирования экономических процессов, отказа от стратегического
планирования и прогнозирования научно-технического прогресса и
социально-экономических процессов, демонтажа валютного регулирования и
контроля, а также снятия ограничений на трансграничное передвижение
товаров, услуг, капитала, технологий и рабочей силы.
Украина
рискует пойти по пути Греции и Португалии – интеграция с ЕС, создание
зоны свободной торговли и упрощение процедуры ввоза европейских товаров и
услуг на рынок Украины рискуют спровоцировать мощнейшую волну
деиндустриализации и дезинтеграции экономики, разрушения
научно-технического потенциала, упадка несырьевой обрабатывающей
промышленности, развала кооперационных связей с Россией, падения уровня
жизни граждан и примитивизации структуры экономики в пользу третичного
сектора, т.е. сферы услуг, ценой упадка производительной сферы
материального производства. Всё это будет сопровождаться замещением
остатков национального производительного капитала транснациональным
торгово-посредническим и финансовым капиталом вкупе с стремительным
ростом как внутренней, так и, что представляет гораздо большую
опасность, внешней задолженности. Другими словами,
Украина
повторяет судьбу большинства стран Восточной и Южной Европы, которые
после распада СССР и развара СЭВ в угаре либеральных догм без оглядки
присоединились к ЕС и Еврозоне и оказались колонизированы европейским
промышленным, финансовым и торгово-посредническим капиталом. Они
утратили свою конкурентоспособность – все более-менее рентабельные и
привлекательные с инвестиционной точки зрения предприятия были
приобретены европейскими промышленными гигантами (Siemens, ABB, Philips,
Mannesmann и т.д.), а все остальные предприятия либо встроились на
правах аутсорсинга и субподряда в вертикально интегрированные цепочки
создания добавленной стоимости европейского капитала, либо
просто-напросто не выдержали конкуренции и были обанкрочены.
Достаточно
посмотреть на динамику платёжных и внешнеторговых балансов стран
европейской периферии за последние 20-30 лет, которые прекрасно
демонстрируют утрату конкурентоспособности отечественной промышленности,
рост зависимости внутреннего рынка этих стран от импортных товаров и
иностранного капитала, а также стремительный рост бюджетных дефицитов,
внешних заимствований и перераспределение национального дохода в
интересах международных ростовщиков. Согласно официальным данным ОЭСР и
ЮНКТАД, если ещё в конце 1970-х, в 1980-е годы и даже в начале 1990-х
годов у подавляющего большинства стран Восточной Европы имелся
устойчивый профицит внешней торговли в размере 3-5% ВВП, а платёжные
балансы сводились с положительным сальдо в 2-3% ВВП, то к концу 1990-х
годов ситуация изменилась радикально: отечественные национальные
производители стали проигрывать конкуренцию крупным европейским
международным корпорациям, которые активно использовали свои
преимущества: трансфертное ценообразование, экономию от эффекта масштаба
производства, демпинг, доступ к долгосрочным дешёвым кредитным
ресурсам, многоступенчатые схемы минимизации налогов и сокрытия
прибылей, доступ к передовым производственным и управленческим
технологиям, масштабная поддержка со стороны национальных правительств,
наличие современного производственного оборудования и т.д.
Неудивительно,
что уже в конце 1990-х и начале 2000-х годов у стран Восточной Европы,
которые ещё недавно обладали сравнительно мощным научно-техническим и
производственным потенциалом, стали формироваться хронические дефициты
во внешней торговле товарами и услугами, которые покрывались за счёт
наращивания внешних заимствований – как на государственном уровне, так и
на уровне населения, а также финансовых и нефинансовых организаций.
Одновременно с этим транснациональные банки и международные спекулянты
сумели пролоббировать псевдонаучный тезис о необходимости снятия
ограничений на трансграничное движение капитала, что позволило ТНБ
установить контроль над национальными банковскими системами. Так,
удельный вес иностранного капитала и нерезидентов в капитале банков
стран Восточной Европы вырос в среднем с 3-5% в начале 1990-х годов до
90-98% в настоящее время.
Притом
что ставки по кредитам хоть и снизились, однако по-прежнему существенно
превышают уровень Германии, Франции и Великобритании. Хуже всего то,
что вопреки либеральным мифам и идеологемам утрата контроля над
финансовой системой не прошла незаметно и безболезненно – на полную
мощность заработал пресловутый «финансовый насос» по перекачиванию
сбережений из сравнительно менее развитых стран Восточной и Южной Европы
на финансовые рынки экономически развитых стран. Весьма показателен
опыт 2007-2009гг., когда по указке своих материнских организаций филиалы
крупных европейских банков в странах европейской периферии под видом
внутрифирменных кредитов, операций с долговыми ценными бумагами и
прочими операциями стали выкачивать финансовые ресурсы из этой самой
периферии (Словении, Словакии, Польши, Чехии, Прибалтики и т.д.),
направляя эти ресурсы на спасение материнских структур и поддержку
экономически развитых стран.
Этот
«финансовый насос» нацелен на спасение финансовой системы и экономики
метрополий ценой обескровливания и упадка колоний. Неудивительно, что за
исключением Польши практически все остальные страны Восточной Европы в
разгар острой фазы глобального финансово-экономического кризиса
2008-2009г. умудрились продемонстрировать самое глубокое падение
макроэкономических индикаторов – ВВП, промышленного производства,
грузовых перевозок, доходов населения и т.д.
Это
путь к дефолту и банкротству – для того, чтобы приобретать качественные
и недорогие товары на внешнем рынке у иностранных производителей,
необходимо быть способным производить конкурентоспособную не только по
внутристрановым, но и по мировым меркам продукцию (а также услуги и
работы), и уметь их продавать, грамотно отстаивая интересы отечественных
производителей на мировом рынке.
К
сожалению, ничем этим не могли похвастаться ни бывшие советские
республики, поверившие в красивые обещания руководства ЕС и ухватившиеся
за вывешенную «морковку» «европейских ценностей» и «прогресса», ни тем
более Украина, власти которой наступают на те же самые грабли и в угоду
шкурным сиюминутным интересам компрадорского сырьевого олигархического
капитала и политиков жертвующих национальными интересами страны и всего
общества. Это обрекание Украины на судьбу Греции и Португалии – дефолт
неизбежен, вопрос лишь времени. Выстоять в «равной» борьбе с
европейскими промышленными гигантами у украинской несырьевой
промышленности практически нет шансов.
ПОРЦИЯ УСПОКОИТЕЛЬНОЙ ПРОПАГАНДЫ ОТ ЕС
Тем
не менее, европейские чиновники продолжают делать хорошую мину при
плохой игре и уверяют, что интеграция ЕС и Украины ведется не против
России и не за её счет. Более того, брюссельская бюрократия, которая
ставит своей целью не только провести финансово-экономическую
колонизацию Украины и открыть её внутренний рынок для продукции
европейских промышленных корпораций и банков, но и существенно ослабить
политические, культурно-исторические и гуманитарные связи Украины с
Россией, на полном серьёзе заверяет, что Россия сможет извлечь выгоды от
интеграции Украины с ЕС. Якобы, это уникальный исторический шанс для
России сделать свой стратегический выбор в пользу «цивилизованного
общества» - пресловутых европейских ценностей, которые в последнее время
становятся всё менее понятными и близкими даже самим европейцам:
содомии, сексуальной распущенности и вседозволенности, толерантности в
отношении наплыва мигрантов из слабо развитых стран (размывающих
этно-культурный баланс и провоцирующих люмпенизацию рабочей силы и
всплеск этнической преступности) и т.д. Именно такие невиданные ранее
перспективы обещают России в Брюсселе.
Имеет смысл привести слова еврокомиссара по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефан Фюле,
который 11 октября 2013г. в Киеве на встрече с политическим
руководством Украины публично заявил, что Соглашение об ассоциации между
Евросоюзом и Украиной не заключается за счет России «Чтобы не было
ошибок: Соглашение об ассоциации не заключается за счет России.
Напротив, Россия также получит очень большие преимущества от интеграции
стран «Восточного партнерства» в более широкую европейскую экономику».
Если верить пропагандистским речам Штефана Фюле, то Соглашение «не забирает вашу суверенность», но укрепляет ее: «Наше
представление таково, что в долгосрочной перспективе Соглашение должно
внести большой вклад в создание общего экономического пространства, как
мы говорим – от Лиссабона до Владивостока на основе правил ВТО».
Однако
это всё красивые слова и обещания. На самом деле руководство
Европейского Союза прекрасно понимает, что структурный кризис 2007г.
отнюдь не закончился в 2009г. и в скрытой форме продолжается и сегодня –
дисбалансы и перекосы в мировой экономике никто так и не устранил.
Более того, о реальных причинах кризиса предпочитают даже не говорить.
ЕС и валютный союз уже полтора года находятся в состоянии
самоусиливающейся рецессии и даже хронические бюджетные дефициты,
сопровождаемые стремительным ростом государственного долга в попытке
заместить сжимающийся платёжеспособный спрос домашних хозяйств и
корпораций государственными инвестициями и заказом, не помогает
вырваться из дефляционной спирали.
Логика
развития высоко монополизированного финансового капитализма толкает
руководство ЕС к экспансии на новые рынки – это единственный шанс найти
спрос на производимые европейскими ТНК товары и услуги (в том числе
банковские) и удержать на плаву отечественных производителей. Более
того, это единственный способ обеспечить сохранение пирамиды долгов,
которая была построена в Европе за последние годы (государственный долг в
среднем по странам Еврозоны вырос за последние годы с 55-60% до
100-105% ВВП).
Стремление
Януковича подписать Соглашение об ассоциации с ЕС и создать зону
свободной торговли крайне сильно политически ангажировано. Это что-то из
области фанатичной веры в то, что «Запад нам поможет» или «пустите Дуню в Европу».
Совершенно очевидно, что подобного рода инициативы обернутся
социально-экономической катастрофой – в перспективе 2-3 лет Украина
свалится в глубокий кризис и состояние дефолта.
Крайне сложно не согласиться с утверждением академика Сергея Глазьева, по совместительству занимающего должность советника президента Путина, относительного того, что "фактически Украина станет колонией ЕС, и ей из Брюсселя будут диктовать, что надо делать". Действительно, ЕС принуждает Украину отказаться от критически значимой части своего суверенитета. Во-первых,
это мощнейший удар по финансово-экономическому суверенитету – Украина
обязуется в течение ближайших лет полностью передать на наднациональный
уровень вопросы разработки и соблюдения технических регламентов,
экологических и фитосанитарных требований к производимой продукции.
Во-вторых,
интеграция «братской республики» с ЕС повлечет самоликвидацию торговых
отношений Украины с Россией и закроет дорогу в Таможенный союз. На
границах Украины и России автоматически произойдет ужесточение контроля
за ввозимой продукцией в связи с беспрепятственным пропуском Украиной
европейских продовольственных товаров. В противном случае Украина
превратится в окно или проходной двор для товаров европейских
корпораций, через который будет обеспечен транзит европейской продукцию в
Россию.
В-третьих,
для самой Украины необдуманное сближение с ЕС будет связано с
серьёзными военно-политическими уступками – эта часть государственного
суверенитета также подлежит передачи на уровень европейских элит. В
соглашении об ассоциации предполагается, что Киев обязуется следовать в
кильватере европейской политики. При этом руководство Украины в принципе
не имеет никаких прав на эту политику влиять. В частности, в соглашении
предусмотрено, что Украина обязуется участвовать под руководством ЕС в
урегулировании региональных вооружённых конфликтов, наподобие
грузинского. В качестве "морковки" для граждан Украины «брюссельский
обком» обещает в неопределённой перспективе выйти на безвизовый режим с
Евросоюзом. Справедливости ради стоит сказать, что в тексте самого
Соглашения об Ассоциации с ЕС о безвизовом режиме и конкретных сроках не
сказано ни слова. Другими словами, это очередная пустая и ни к чему не
обязывающая финансово-политические элиты ЕС «обещалка».
Жуковский Владислав
|