Анна ФИЛИМОНОВА
21
января 2014 года предствители правящей в Сербии коалиции назвали «самой
значимой в новейшей истории Сербии датой»: в этот день началась первая
межправительственная конференция, положившая начало переговорам о
вступлении Сербии в Евросоюз. «Мы закончим всё, что зависит от нас, к
2018 году, - заявил вице-премьер А. Вучич, - а дальше мы не вольны
решать, примут ли нас в ЕС к 2020 году». И это характерно: готовность
«сделать всё» к 2018 году на пути интеграции с ЕС – и неопределённость
судьбы Сербии в перспективе ближайших лет. Заметим: перечень всего, что
требуют от Белграда власти Евросоюза, не оглашается - платформа
переговоров держится в секрете…
А.Вучич
отметил, что основное внимание на переговорах «будет уделено главе 35,
посвященной Косову», при этом «никто не знает, как точно будет выглядеть
глава 35, некоторые вещи могут возникнуть внезапно, и не всё будет легко».
Это чем-то напоминает печально известную формулу, имевшую хождение на
Западе в конце 1990-х гг.: «не столь важны конкретные условия, сербы
просто должны перестать существовать». Премьер-министр Сербии И. Дачич
разъяснил, почему Брюссель пошёл на эти переговоры с Сербией: «...не
из-за того, что Сербия провела какие-то фантастические реформы, а из-за
прогресса в отношениях с Приштиной». И.Дачич предупреждает,
что «если бы Сербия не достигла соглашения с Приштиной, переговоров с
ЕС не было бы, и стоит нам только споткнуться на этом пути, как
переговоры будут прекращены – мы должны ясно это понимать».
Откровенность
сербского премьера не оставляет места для интерпретаций: передача края
Косово и Метохия «Республике Косова», согласие на интеграцию населённого
сербами севера края в систему власти приштинского режима, установление
государственной границы, отрезающей Космет от центральной Сербии – вот
цена, которая уплачивается за возможность бесконечно вести переговоры с
Брюсселем, выполняя одно за другим унизительные, разорительные для
страны требования ЕС. Переговоры, итогом которых, скорее всего, будет
то, что Сербия никогда в Евросоюз не вступит, поскольку
у Евросоюза просто-напросто нет требуемых для этого финансовых средств.
Тем не менее Запад бросает сербам кость, начиная с ними переговоры, а в
обмен требует жертвы - согласия на полный, окончательный, юридически
закреплённый отказ от части сербской территории. Вряд ли можно
сомневаться в том, что западные поборники демократии и прав человека,
получив возможность распоряжаться судьбой сербского народа, милосердия
по отношению к этому чуждому Западу славянскому народу знать не будут.
Драматично,
что на фоне безудержной «еврориторики», захлестнувшей Сербию, не
слышны, за редчайшим исключением, голоса, которые говорили бы о том, что
в условиях происходящих изменений международной обстановки перед
Сербией открыт альтернативный путь, выводящий её из тупика – путь
евразийской интеграции. Такая фигура всеобщего умолчания по поводу
реально существующей альтернативы для Сербии – страны, являющейся без преувеличения стратегическим ключом к Европе, – предстаёт следствием мощного информационного воздействия Запада при отсутствии адекватного противодействия.
Каковы
бы ни были формулировки еврочиновников в отношении Косова, следует
твёрдо помнить: здесь есть только два документа, имеющие бесспорную
юридическую силу: Устав ООН, гарантирующий территориальную целостность
Сербии, и Конституция Республики Сербии 2006 года, согласно которой
Автономный край Косово и Метохия
является составной частью сербского государства. Все противоречащие
этим документм действия суть прямые нарушения международного и сербского
законодательства.
И в чём же всё-таки смысл того, чтобы вовлечь Сербию (исторического союзника России) в процесс присоединения к Евросоюзу
во что бы то ни стало? Ответ достаточно очевиден. За фасадом
начавшегося в 2000 году процесса евроинтеграции Сербии – демонтаж её
армии и оборонно-промышленного комплекса, подчинение всей
индустриально-сельскохозяйственной системы страны внешним силам.
Подчеркнём ещё раз: Евросоюз не даёт ни денег, ни гарантий принятия
Сербии в число своих членов - он просто требует от Сербии принести
жертву и делает вид, что благосклонно принимает её. И это тогда, когда
печальный опыт стран Восточной Европы показывает: плюсов от вступления в
ЕС нет вообще, а вот минусы – трудно сосчитать. Так или иначе, начало
Западом переговоров с Сербией означает, что этой стране, видимо,
предстоит вступить в новую, вторую после государственного переворота 5
октября 2000 года фазу коренной ломки всего уклада жизни.
|