Александр МЕЗЯЕВ
Конец ноября – начало декабря
ознаменовались в международной жизни не только беспорядками в Киеве, но и
новой вспышкой антисирийской истерии, а также попытками раздуть
кампанию требований о передаче ситуации в Сирии в Международный
уголовный суд (МУС).
20 ноября была принята новая резолюция
Третьего комитета Генеральной Ассамблеи ООН, которая, несмотря на то что
процесс химического разоружения Сирии давно идёт полным ходом,
«осуждает применение химического оружия». Резолюция также осуждает
«широко распространенные и систематические грубые нарушения» прав
человека и «нарушения международного гуманитарного права, которые
продолжают совершать сирийские власти и связанные с правительством
ополченческие формирования Шаббиха», в том числе использование ими
тяжелых вооружений в отношении гражданских лиц». В резолюцию включён
призыв передать ситуацию в Сирии в руки международного уголовного
правосудия. Среди голосовавших против этой резолюции - Россия и Китай.
(1)
2 декабря Верховный комиссар ООН по
правам человека Нави Пиллэй после долгого затишья вновь выступила с
резкими нападками лично на Башара Асада, заявив, что у неё якобы имеются
доказательства его виновности в совершение международных преступлений,
что требует немедленной реакции СБ ООН и передачи дела в МУС. (2) Тут же
выступила заместитель Генерального секретаря ООН Валери Амос, которая
заявила, что 250 тысяч сирийцев до сих пор лишены гуманитарной помощи
вообще, а 2,5 миллиона человек находятся в труднодоступных районах, куда
международная помощь доходит, но крайне нерегулярно. (3)
Наконец, 3 декабря Британия
распространила в Совете Безопасности ООН письмо так называемой
«Сирийской коалиции», в которой та, воодушевлённая заявлением Нави
Пиллэй, вновь потребовала от Совбеза принятия жёстких мер в отношении
«режима Асада». Некто Наджиб Габидан, подписавший данное письмо, «от
имени народа Сирии» потребовал принять безотлагательные меры для
передачи дела в Международный уголовный суд. (4)
С чем связана новая вспышка активности «в защиту сирийского народа»?
Напомним, что после достижения
договорённостей о ликвидации сирийского химического оружия Сирия
представила 23 октября 2013 года в Организацию по запрещению химического
оружия (ОЗХО) документ (объявление), в котором содержались подробные
данные о её программе по химическому оружию. Кроме того, Сирийская
Арабская Республика представила свой план ликвидации данной программы.
21 ноября 2013 года Сирия представила поправку к первоначальному
документу, в которой увеличила общее количество объявленных боеприпасов
примерно до 1260 единиц.
31 октября 2013 года Совместная миссия
подтвердила, что правительство САР завершило функциональное уничтожение
(приведение в непригодное или нерабочее состояние) критического
оборудования для всех своих объявленных объектов по производству
химического оружия, а также установок для смешивания химического оружия.
Сообщая эту информацию Совету Безопасности, Генеральный секретарь ООН
заявил, что таким образом Сирия уложилась в срок, установленный
Исполнительным советом ОЗХО для завершения уничтожения этих объектов
«как можно скорее и в любом случае не позднее 1 ноября 2013 года». (5) В
соответствии с решением ОЗХО Сирия обязана полностью завершить
ликвидацию всех материалов и оборудования для химического оружия в
первом полугодии 2014 года.
18 ноября 2013 года правительство Сирии
проинформировало ОЗХО о том, что уничтожены все объявленные единицы
химического оружия третьей категории. Продолжается уничтожение (и это
также подтверждено ОЗХО) специальных элементов объявленных зданий и
сооружений. К настоящему моменту персонал Секретариата ОЗХО в ходе
инспекций проверил уничтожение более 60 процентов объявленного
химического оружия категории 3.
Как будет уничтожаться вывезенное за
пределы Сирии химическое оружие? Согласно требованиям, предусмотренным
статьей 3 Конвенции о ликвидации химического оружия 1993 года, Сирийская
Арабская Республика представила свои общие планы уничтожения
химического оружия 23 октября 2013 года. Генеральный директор ОЗХО,
изучив эту информацию, сделал вывод о том, что «предложение Сирии
проводить уничтожение химического оружия за пределами ее территории
является наиболее жизнеспособным имеющимся вариантом безопасной и
скорейшей ликвидации химического оружия в Сирии». Специально созданная
для этих целей Группа по оперативному планированию ОЗХО разработала
«Общий план вывоза химического оружия из Сирии для его уничтожения за
пределами ее территории». Согласно данному плану уничтожение запасов
химического оружия будет происходить в море на борту американского судна
с использованием технологии гидролиза. Запакованные и опечатанные
химические вещества будут доставляться с различных объектов в Латакию
(Сирия) а затем переправляться другими государствами – членами на судна,
которые перевезут их на американский корабль. При этом отмечается, что
сирийское химическое оружие не будет уничтожаться в сирийских
территориальных водах. Обращает на себя внимание, что химические стоки
будут ликвидированы в ряде стран частными компаниями. (6)
Секретариат разработал меры для
исключения необнаруженного удаления химического оружия в ходе перегрузки
некоторых из химикатов в морские контейнеры, пригодные для
транспортировки и отвечающие международным стандартам и требованиям в
области транспортировки, или при их перевозке между объектами по
хранению химического оружия в Сирийской Арабской Республике и местами
уничтожения за её пределами. Эти меры предусматривают физическое
присутствие инспекторов, использование оборудования дистанционного
наблюдения, применение пломб, а также взвешивание или использование
других средств определения количеств химикатов, перегруженных и
вывезенных за пределы Сирийской Арабской Республики. Кроме того, будет
производиться отбор проб на выборочной основе из различных ёмкостей,
который поможет идентификации химикатов для целей транспортировки. Такие
пробы будут проанализированы инспекционными группами, и результаты
будут включены в комплекты документации, сопровождающей морские
контейнеры. Они будут опечатаны персоналом ОЗХО после их сертификации к
отправке морским транспортом, и каждый контейнер будет оснащен
отслеживающим устройством. ООН будет оказывать логистическую поддержку
на стадии перевозки, а также стимулировать и координировать
международную помощь в поддержку этой операции.
6 декабря совместная миссия ООН и ОЗХО подтвердила, что всё сирийское оборудование третьей категории уничтожено. (7)
Процесс ликвидации химического оружия
Сирии проходит успешно и в полном соответствии с планом, установленным
Организацией по запрещению химического оружия. Генеральный секретарь ООН
заявил, что переговоры по Сирии в рамках международной конференции
«Женева-2» начнутся 22 января. (8) Успешное выполнение программы
химического разоружения Сирии вызывает ярость тех сил, которые, как и
раньше, планируют исключительно военное решение вопроса и безусловное
устранение президента Сирии… Полная ликвидация химического оружия
намечена на 30 июня 2014 года, но она будет происходить уже за пределами
сирийской территории. Что же касается следующего ближайшего срока
программы, касающейся собственно территории Сирии – это 31 декабря 2014
года, когда на всей территории САР должна быть уничтожена очередная
категория веществ. (9) Те, кто сделали ставку на срыв мирного
урегулирования в Сирии, понимают, что у них остаётся мало времени.
(1) Резолюция была принята 123 голосами «за» при 46
воздержавшихся и 13 голосах «против» (против, в частности, проголосовали
Россия, Белоруссия и Китай). Представитель Российской Федерации призвал
не превращать Третий комитет ГА ООН в орган, где штампуются политически
мотивированные решения. Он также отметил, что резолюция подрывает
усилия России и США, которые касаются сирийского химического оружия.
Представитель Сирии заявил, что «категорически отвергает положение
резолюции, осуждающее применение химического оружия сирийским
правительством». Он сказал, что оружие было завезено в страну Катаром и Саудовской Аравией.
(2) U.N. evidence on Syria war crimes implicates Assad, Pillay says
(3) См.: пресс-релиз ООН: http://www.un.org/russian/news/story.asp?NewsID=20703
(4) См. Письмо Постоянно представителя Соединённого Королевства
Великобритании и Северной Ирландии при ООН на имя Председателя СБ ООН от
3 декабря 2013 года // Документ ООН: S/2013/715.
(5) См.: Письмо Генерального секретаря ООН на имя Председателя Совета
Безопасности от 27 ноября 2013 года // Документ ООН: S/2013/700.
(6) См.: Пресс-конференция Специального координатора Миссии ООН по химическому разоружению Сирии С.Кааг // Официальный сайт ООН
(7) Пресс-релиз Объединённой миссии ООН и Организации по запрещению химического оружия
(8) Было заявлено, что впервые после начала сирийского конфликта
представители правительства и оппозиции вместе окажутся за столом
переговоров. «У нас имеется четкое понимание: конференция в Женеве
является инструментом мирного перехода, который будет отвечать законному
стремлению сирийского народа к свободе и достоинству и будет
гарантировать безопасность и защиту для всех общин в Сирии», - заявил Генсек ООН
(9) См. План ликвидации химического оружия Сирийской Арабской
Республики // Документ Организации по запрещению химического оружия
ЕС-М-34/DEC.1 от 15 ноября 2013 г.
|